Поколение как понятие широко используется в научной литературе и публичном дискурсе для описания социальной динамики, но при этом до сих пор не приобрело четкого научного обозначения для адекватной эмпирической апробации. Хотя обычно это ретроспективное направление в социологии, однако оно обладает определенным оптимистической нагрузкой, к его использованию прибегают, когда состояние неопределенности и рисков в социальной реальности заставляет оглянуться назад, в прошлое, для поиска аналогов и попытаться заглянуть в будущее для поиска ответов на вопросы, связанные с тревогами и надеждами настоящего времени. Тогда и возрастает научный интерес к беби-бумерам или к молодежи 1968-го, к поколению 90-х или к миллениалам. Поэтому мы выбрали эту тематику центральной для статей настоящего номера. При всей многоаспектности и многотемности интереса к поколениям в статьях есть единая линия, отражающая тренд в современных подходах к поколениям. Основным трендом, является фокус не на межпоколенных изменениях, а на внутрипоколенных различиях; отход от понимания поколения как единой когорты с единым поколенческим сознанием («дух поколения»). Возможно, это связано с современными социальными процессами, когда скорость социальных изменений опережает «шаг» поколения, и тогда миропонимание отдельных фракций внутри генерации не успевает за сдвигами в социально-исторической перспективе. Различия внутри поколения перекрывают межпоколенные изменения. Эти процессы и размышления по-разному отражаются в статьях наших авторов — Елены Омельченко, Надежды Нартовой, Елизаветы Балацюк и Елизаветы Кресниковой, а также молодого автора Ольги Салангиной. Вторым направлением тематики номера стала наша традиционная рубрика исследовательской рефлексии при работе с маргинальными группами и их сенситивными проблемами. Евгения Кузинер рассматривает ее на примере работы в поле с такой труднодоступной группой как бездомные, а Элла Жесько и Леонид Петрухин — на примере работы с мигрантами и их изменяющейся идентичностью.
Опубликован:
2024-06-26