Метафорические основания поколенческого воображаемого городской российской молодежи

Научная статья
  • Надежда Андреевна Нартова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Санкт-Петербург, Россия nnartova@hse.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0001-9026-3047
    Elibrary Author_id 782036 SPIN 8382-7397
    ResearchID K-6388-2015
Выражение признательности
В статье использованы материалы исследований, осуществлённых в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.
Для цитирования
Нартова Н. А. Метафорические основания поколенческого воображаемого городской российской молодежи // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2024. Том 16. № 2. С. 29-49. DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2024.16.2.2 EDN: FJOYWW

Аннотация

Концепт поколения не теряет своей актуальности на протяжении многих десятилетий, более того — в условиях размывания традиционных социальных стратификаций приобретает особую значимость при обсуждении проблематики социальной идентичности. Поколенческая оптика активно используется не только в академическом, но и в политическом, медийном, маркетинговом дискурсах. Приписываемое в публичной дискуссии название когорты становится ее именем, порой стигмой или брендом, но при этом не всегда рекрутируется и используется самими индивидами для описания своего поколения. Применяемые в поколенческих именах метафоры структурируют понимание поколения, его особенностей и места в социально-историческом процессе. Особый интерес представляет молодежь, которая активно выстраивает картину мира и определяет собственное поколение. В фокусе статьи метафорические основания поколенческого воображаемого современной российской молодежи. На основании материалов 61 качественного интервью с городской образованной молодежью среднего класса в Санкт-Петербурге были выделены четыре ключевые метафорические концепции поколения, одна из которых общая для всей исследованной молодежи, три — когортно специфичные. Общая включает в себя метафору «технологические изменения». Когортно специфичные, отражающие и разницу жизненных этапов, и поколенческие особенности, представлены метафорой «обманутые надежды» среди 30-летних, метафорой «дети 90-х» среди 25-летних и метафорой «движение вперед» среди 20-летних.
Ключевые слова:
молодежь, поколение, метафора, поколенческое воображаемое, качественные методы

Биография автора

Надежда Андреевна Нартова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Санкт-Петербург, Россия
Кандидат социологических наук, старший научный сотрудник, Центр молодежных исследований

Литература

Бурдье П. Социология социального пространства. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2007. EDN: QOECDF

Здравомыслова Е., Роткирх А., Темкина А. Введение. Создание приватности как сферы заботы, любви и наемного труда // Новый быт в современной России: гендерные исследования повседневности. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2009. С. 7—30. EDN: XNGTCP

Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. М.: Издательство ЛКИ, 2023.

Максимова O.A. Самоидентификация и коллективная память поколений современного российского общества // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2014. Т. 156. № 6. С. 246—252. EDN: TQALWV

Мангейм К. Очерки социологии знания. М.: ИНИОН РАН, 2000.

Семенова В.В. Социальный портрет поколений // Россия реформирующаяся / Под ред. Л.М. Дробижевой. М.: Academia, 2002. № 2. C. 184—212. EDN: PDHLCV

Семенова В.В. Социальная динамика поколений: проблема и реальность. М.: РОСПЭН, 2009. EDN: QOKHWP

Урри Дж. Социология за пределами обществ: виды мобильности для XXI столетия. М.: Издательский дом ВШЭ, 2012.

Boyle K.A. (2023) Millennial Career-identities: Reevaluating Social Identification and Intergenerational Relations. Journal of Intergenerational Relationships. Vol. 21. No. 1. P. 89—109. DOI: https://doi.org/10.1080/15350770.2021.1945989

Correa Т. (2014) Bottom-up Technology Transmission Within Families: Exploring How Youths Influence Their Parents’ Digital Media Use with Dyadic Data. Journal of Communication. Vol. 64. No. 1. P. 103—124. DOI: https://doi.org/10.1111/jcom.12067

Corsten M. (1999) The Time of Generations. Time and Society. Vol. 8. No. 2—3. P. 249—272. DOI: https://doi.org/10.1177/0961463X99008002003

Manning N. (2013) “I mainly look at things on an issue by issue basis”: Reflexivity and Phronêsis in Young People’s Political Engagements. Journal of Youth Studies. Vol. 16. No. 1. P. 17—33. DOI: https://doi.org/10.1080/13676261.2012.693586

Moreno A., Urraco M. (2018) The Generational Dimension in Transitions: A Theoretical Review. Societies. Vol. 8. No. 3. P. 1—12. DOI: https://doi.org/10.3390/soc8030049

Omelchenko E.L. (2021) Twenty Five Years of Youth Studies: Global Names—Local Trends. In: Youth in Putin’s Russia. Cham: Palgrave Macmillan. P. 1—65 DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-82954-4_1

Roberts S., France A. (2021) Problematizing a Popular Panacea: a Critical Examination of the (Continued) Use of “Social Generations” in Youth Sociology. The Sociological Review. Vol. 69. No. 4. P. 775—791. DOI: https://doi.org/10.1177/0038026120922467

Timonen V., Conlon C. (2015) Beyond Mannheim: Conceptualising How People “Talk” and “Do” Generations in Contemporary Society. Advances in Life Course Research. Vol. 24. P. 1—9. DOI: https://doi.org/10.1016/j.alcr.2015.03.001

Woodman D., Leccardi C. (2015) Generation, Transitions, and Culture as Practice: a Temporal Approach to Youth Studies. In: Youth Cultures, Transitions, and Generations. Bridging the Gap in Youth Research. London: Palgrave Macmillan. P. 56—68. DOI: https://doi.org/10.1057/9781137377234_5
Статья

Поступила: 14.02.2024

Опубликована: 26.06.2024

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Нартова, Н. А. (2024). Метафорические основания поколенческого воображаемого городской российской молодежи. Интеракция. Интервью. Интерпретация, 16(2), 29-49. https://doi.org/10.19181/inter.2024.16.2.2
Раздел
Исследовательские дискурсы: поколения