Онлайн фокус-группы: методическая рефлексия
Научная статья
-
Мария Николаевна Желизнык
Санкт-Петербургский государственный университет; АНО «Диалог Регионы», Санкт-Петербург, Россия
marzhel@yandex.ru
ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-8481-2123
Elibrary Author_id 1154344ResearchID GLN-7951-2022Для цитированияЖелизнык М. Н. Онлайн фокус-группы: методическая рефлексия // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2023. Том 15. № 2. С. 51-71. DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2023.15.2.3 EDN: MDLPPK
Аннотация
В процессе цифровизации трансформируются способы изучения социальной реальности. С конца 1990-х годов оцифровываются классические исследовательские методы и набирают популярность онлайн-методы, характерные только для интернет-среды (например, асинхронные фокус-группы). Пандемия обеспечила стремительное развитие онлайн-методов в России, в частности на рынке стали востребованы онлайн фокус-группы. Несмотря на снятие ковидных ограничений, популярность фокус-групп, проводимых в интернете, сохранилась. В статье мы рассмотрим изменившуюся социальную реальность, проанализируем специфику организации и проведения онлайн фокус-групп на примере Ленинградской области, продемонстрируем преимущества и недостатки данного метода, осмыслим факторы, которые могут приводить к смещениям выборки при применении онлайн фокус-групп, представим свои наработки по организации и ведению фокус-групп в интернете. Приведенные аргументы позволят исследователям, особенно начинающим, принимать мотивированные взвешенные решения при выборе формата исследования — онлайн или офлайн.Ключевые слова:онлайн фокус-группа, фокус-группа, методическая рефлексия, специфика онлайн-исследований, контекст исследования, исследовательские техникиБиография автора
Мария Николаевна Желизнык, Санкт-Петербургский государственный университет; АНО «Диалог Регионы», Санкт-Петербург, РоссияАспирант, Санкт-Петербургский государственный университет; старший специалист по исследованиям, отдел по работе с Ленинградской областью АНО «Диалог Регионы»Литература
Белановский С.А. Метод фокус-групп. М.: Издательство Магистр, 1996.
Белановский С.А., Никольская А.В. Что не так с фокус-группами? // ЭКО. 2021. № 6. С. 99—118. DOI: https://doi.org/10.30680/ECO0131-7652-2021-6-99-118 EDN: UDTZHO
Лебедев П.А. Онлайновые фокус-группы. Возможности, ограничения и особенности процедуры. М.: Проспект, 2016.
Рождественская Е. Качественные онлайн-методы // Онлайн-исследования в России: тенденции и перспективы / Под ред. А.В. Шашкина, И.Ф. Девятко, С.Г. Давыдова. М.: Издательство МИК, 2016. С. 391–415.
Рыбакова О.В. Форум группы в социологических исследованиях: особенности организации и модерирования // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования: материалы XII Международной конференции. Е.: Издательство УрФУ, 2009. С. 67–70.
Фарахутдинов Ш.Ф. Онлайн фокус-группы: методические особенности и эвристические возможности // Социология. 2020. № 6. С. 16–22. EDN: VVVXOF
Abrams K.M., Gaiser T.J. Online Focus Groups // The SAGE Handbook of Online Research Methods. Second Edition. / Ed. by N.G. Fielding, R.M. Lee, G. Blank. London: SAGE Research Methods, 2017. P. 359–364.
Abrams K.M., Wang Z., Song Y.J., Galindo-Gonzalez S. Data Richness Trade-Offs Between Face-to-Face, Online Audiovisual, and Online Text-Only Focus Groups // Social Science Computer Review. 2014. Vol. 33. № 1. P. 80–96. DOI: https://doi.org/10.1177/08944393135197
Archibald M.M., Ambagtsheer R.C., Casey M.G., Lawless M. Using Zoom Videoconferencing for Qualitative Data Collection: Perceptions and Experiences of Researchers and Participants // International Journal of Qualitative Methods. 2019. Vol. 18. P. 1–8. DOI: https://doi.org/10.1177/1609406919874596
Chen J., Neo P. Texting the Waters: An Assessment of Focus Groups Conducted via the Whatsapp Smartphone Messaging Application // Methodological Innovations. 2019. Vol. 12. № 3. P. 1–10. DOI: https://doi.org/10.1177/2059799119884276
Fox F.E., Morris М., Rumsey N. Doing Synchronous Online Focus Groups with Young People: Methodological reflection // Qualitative Health Research. 2007. Vol. 17. № 4. P. 539–547. DOI: https://doi.org/10.1177/1049732306298754
Greenbaum T.L. Internet Focus Groups Are Not Focus Groups — So Don’t Call Them That // Quirk’s Marketing Research Review. 1998. Vol. 12. № 7. P. 62–63.
Lobe B., Morgan D.L., Hoffman K. A Systematic Comparison of In-Person and Video-Based Online Interviewing // International Journal of Qualitative Methods. 2022. Vol. 21. P. 1–12. DOI: https://doi.org/10.1177/16094069221127068
Morgan D., Lobe B. Online Focus Groups // The Handbook of Emergent Technologies in Social Research / Ed. by N.H.-B. Sharlene. Oxford: Oxford University Press, 2011. P. 199–230.
Murgado-Armenteros E.M., Torres-Ruiz F.J., Vega-Zamora M. Differences Between Online and Face to Face Focus Groups, Viewed Through Two Approaches // Journal of Theoretical and Applied Electronic Commerce Research. 2012. Vol. 7. № 2. P. 73–86. DOI: https://doi.org/10.4067/S0718-18762012000200008
O’Connor H., Madge C. Focus Groups in Cyberspace: Using the Internet for Qualitative Research // Qualitative Market Research: An International Journal. 2003. Vol. 6. № 2. P. 133–143. DOI: https://doi.org/10.1108/13522750310470190
Poynter R. The Handbook of Online and Social Media Research Tools and Techniques for Market Researchers. Chippenham: WILEY, 2010.
Stewart K., Williams M. Researching Online Populations: the Use of Online Focus Groups for Social Research // Qualitative Research. 2005. Vol. 5. № 4. P. 395–416. DOI: https://doi.org/10.1177/1468794105056916
Van Dijk J. The Digital Divide. Cambridge: Polity, 2020. DOI: https://doi.org/10.1002/asi.24355СтатьяПоступила: 13.02.2023
Опубликована: 27.06.2023
Форматы цитированияДругие форматы цитирования:
APAЖелизнык, М. Н. (2023). Онлайн фокус-группы: методическая рефлексия. Интеракция. Интервью. Интерпретация, 15(2), 51-71. https://doi.org/10.19181/inter.2023.15.2.3РазделИсследовательская рефлексияЭто произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.