Механизмы формирования начального диалога в анонимной онлайн-коммуникации
Научная статья
Для цитирования
Котельников М. П. Механизмы формирования начального диалога в анонимной онлайн-коммуникации // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2023. Том 15. № 1. С. 45-68. DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2023.15.1.3 EDN: BBROJS
Аннотация
Основная цель статьи — отследить и проанализировать соотношение технических и смысловых аспектов анонимного взаимодействия в сети. Эмпирически исследуется начальная фаза общения двух собеседников в «Анонимном чате ВКонтакте». Совмещая концептуальные и методологические ресурсы конверсационного анализа и анализа категоризации членства, а также теорию аффордансов, адаптированную в отношении технических объектов (в данном случае анонимного чата), автор отстаивает концепт очередности высказываний анонимных собеседников для успешного взаимодействия. Большинство посетителей используют чат для поиска краткосрочного романтического и/или сексуального общения, поэтому в начале переписки собеседники зачастую стремятся идентифицировать гендерную принадлежность друг друга при помощи типичных высказываний. Отмечается важность обладания первым чередом, так как именно он с высокой долей вероятности дает приоритетное право задать вопрос относительно гендерной принадлежности собеседника. Однако обладателю первого череда рано или поздно придется отвечать на вопросы собеседника, так как рассматриваемое анонимное взаимодействие, организованное по очереди, стремится к информационной симметрии.
Ключевые слова:
онлайн-чат, конверсационный анализ, анонимность, очередность, гендер, коммуникация
Литература
Сакс Х., Щеглофф Э., Джефферсон Г. Простейшая систематика организации очередности в разговоре // Социологическое обозрение / Пер. с англ. А. Корбут. 2015. Т. 14. №1. С. 142–202. EDN: TRRRAJ
Anderson J., Beard F., Walther J. Turn-Taking and the Local Management of Conversation in a Highly Simultaneous Computer-Mediated Communication System // Language@Internet. 2010. Vol. 7. P. 1–28.
Capron H. Computers: Tools for an Information Age (2nd ed.). Redwood City: Benjamin Cummings, 1990.
Cherny L. Conversation and Community: Chat in a Virtual World. Stanford: CSLI Publications, 1999.
Gibson J. The Ecological Approach to Visual Perception. New York: Psychology Press, 1986. DOI: https://doi.org/10.2307/429816
Goffman E. Relations in Public: Microstudies of the Public Order. New York: Basic Books, 1971. DOI: https://doi.org/10.2307/2576707
Greiffenhagen C., Watson R. “Teoria” e “Método” na CMC: identidade, género e tomada-deturno: uma aboragem etnometodo lógica e analitico conversacional // CMC, Identidades e Género: Teoria e Método / Ed. by A. Braga. Covilhã: Universidade da Beira Interior, 2005. P. 89–114.
Herring S. Interactional Coherence in CMC // Journal of Computer-Mediated Communication.1999. Vol. 4. №4. P. 1–13. DOI: https://doi.org/10.1109/HICSS.1999.772674
Hutchby I. Technologies, Texts and Affordances // Sociology. 2001. Vol. 35. №2. P. 1–23. DOI: http://dx.doi.org/10.1017/S0038038501000219
Hutchby I., Tanna V. Aspects of Sequential Organization in Text Message Exchange // Discourse and Communication. 2008. Vol. 2 №2. P. 143–164. DOI: https://doi.org/10.1177/1750481307088481
Jacknick C., Avni S. Shalom, Bitches: Epistemic Stance and Identity Work in Ananonymous Online Forum // Discourse, Context and Media. 2017. Vol. 15. P. 54–64. DOI: https://doi.org/10.1016/J.DCM.2016.11.002
Kasesniemi E. L. Mobile Messages. Young People and a New Communication Culture. Tampere:Tampere University Press, 2003.
Kiesler S., Zubrow D., Moses A., Geller V. Affect in Computer-Mediated Communication: An Experiment in Synchronous Terminal-to-Terminal Discussion // Human-Computer Interaction. 1985. Vol. 1. №1. P. 77–104. DOI: https://doi.org/10.1207/S15327051HCI0101_3
Kitzinger C. Repair // The Handbook of Conversation Analysis. / Ed. by J. Sindell, T. Stivers. Hoboken: Wiley-Blackwell, 2013. P. 229–256. DOI: http://dx.doi.org/10.7565/landp.2013.003
Laursen D. Please reply! The Replying Norm in Adolescent SMS Communication // The Inside Text: Social, Cultural and Design Perspectives on SMS / Ed. by R. Ling, P. Pedersen. Dordrecht: Springer, 2005. P. 53–73. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/1-4020-3060-6_4
Meredith J., Stokoe E. Repair: Comparing Facebook “Chat” with Spoken Interaction // Discourse & Communication. 2013. Vol. 8. №2. P. 181–207. DOI: https://doi.org/10.1177/1750481313510815
Meredith J. Conversation Analysis and Online Interaction // Research on Language and Social Interaction. 2019. Vol. 52. №3. P. 241–256. DOI: https://doi.org/10.1080/08351813.2019.1631040
Paulus T., Warren A., Lester J. Applying Conversation Analysis Methods to Online Talk: A Literature Review // Discourse, Context & Media. 2016. Vol. 12. №3. P. 1–10. DOI: https://doi.org/10.1016/j.dcm.2016.04.001
Rintel E., Mulholland J., Pittam J. First Things First: Internet Relay Chat Openings // Journal of Computer-Mediated Communication. 2006. Vol. 6. №3. P. 1–23. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1083-6101.2001.tb00125.x
Sacks H. The Search for Help: No One to Turn to. Berkeley: University of California, 1966.
Sacks H. Lectures on Conversation. Oxford: Blackwell Publishing, 1995.
Schegloff E. Sequencing in Conversational Openings // American Anthropologist. 1968. Vol. 70. №6. P. 1075–1095. DOI: https://doi.org/10.1525/AA.1968.70.6.02A00030
Schegloff E., Sacks H. Opening Up Closings // Semiotica. 1973. Vol 8. №4. P. 289–327. DOI: https://doi.org/10.1515/semi.1973.8.4.289
Schegloff E. The Routine as Achievement // Human Studies. 1986. Vol. 9. №2. P. 111–151. DOI: https://doi.org/10.1007/BF00148124
Schiffrin D. Opening Encounters // American Sociological Review. 1977. Vol. 42. №5. P. 679–691.
Schutz A., Luckmann T. The Structures of the Life-World. Evanston: Northwestern University Press, 1973. DOI: https://doi.org/10.2307/1959185
Walther J. Synchronicity, Interactivity, and Entrainment in Computer-Mediated, Oral, and Written Communication. San Diego, 1996.
Woolgar S. The Turn to Technology in Social Studies of Science // Science, Technology and Human Values. 1991. Vol. 16. №1. P. 20–50. DOI: https://doi.org/10.1177/016224399101600102
Anderson J., Beard F., Walther J. Turn-Taking and the Local Management of Conversation in a Highly Simultaneous Computer-Mediated Communication System // Language@Internet. 2010. Vol. 7. P. 1–28.
Capron H. Computers: Tools for an Information Age (2nd ed.). Redwood City: Benjamin Cummings, 1990.
Cherny L. Conversation and Community: Chat in a Virtual World. Stanford: CSLI Publications, 1999.
Gibson J. The Ecological Approach to Visual Perception. New York: Psychology Press, 1986. DOI: https://doi.org/10.2307/429816
Goffman E. Relations in Public: Microstudies of the Public Order. New York: Basic Books, 1971. DOI: https://doi.org/10.2307/2576707
Greiffenhagen C., Watson R. “Teoria” e “Método” na CMC: identidade, género e tomada-deturno: uma aboragem etnometodo lógica e analitico conversacional // CMC, Identidades e Género: Teoria e Método / Ed. by A. Braga. Covilhã: Universidade da Beira Interior, 2005. P. 89–114.
Herring S. Interactional Coherence in CMC // Journal of Computer-Mediated Communication.1999. Vol. 4. №4. P. 1–13. DOI: https://doi.org/10.1109/HICSS.1999.772674
Hutchby I. Technologies, Texts and Affordances // Sociology. 2001. Vol. 35. №2. P. 1–23. DOI: http://dx.doi.org/10.1017/S0038038501000219
Hutchby I., Tanna V. Aspects of Sequential Organization in Text Message Exchange // Discourse and Communication. 2008. Vol. 2 №2. P. 143–164. DOI: https://doi.org/10.1177/1750481307088481
Jacknick C., Avni S. Shalom, Bitches: Epistemic Stance and Identity Work in Ananonymous Online Forum // Discourse, Context and Media. 2017. Vol. 15. P. 54–64. DOI: https://doi.org/10.1016/J.DCM.2016.11.002
Kasesniemi E. L. Mobile Messages. Young People and a New Communication Culture. Tampere:Tampere University Press, 2003.
Kiesler S., Zubrow D., Moses A., Geller V. Affect in Computer-Mediated Communication: An Experiment in Synchronous Terminal-to-Terminal Discussion // Human-Computer Interaction. 1985. Vol. 1. №1. P. 77–104. DOI: https://doi.org/10.1207/S15327051HCI0101_3
Kitzinger C. Repair // The Handbook of Conversation Analysis. / Ed. by J. Sindell, T. Stivers. Hoboken: Wiley-Blackwell, 2013. P. 229–256. DOI: http://dx.doi.org/10.7565/landp.2013.003
Laursen D. Please reply! The Replying Norm in Adolescent SMS Communication // The Inside Text: Social, Cultural and Design Perspectives on SMS / Ed. by R. Ling, P. Pedersen. Dordrecht: Springer, 2005. P. 53–73. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/1-4020-3060-6_4
Meredith J., Stokoe E. Repair: Comparing Facebook “Chat” with Spoken Interaction // Discourse & Communication. 2013. Vol. 8. №2. P. 181–207. DOI: https://doi.org/10.1177/1750481313510815
Meredith J. Conversation Analysis and Online Interaction // Research on Language and Social Interaction. 2019. Vol. 52. №3. P. 241–256. DOI: https://doi.org/10.1080/08351813.2019.1631040
Paulus T., Warren A., Lester J. Applying Conversation Analysis Methods to Online Talk: A Literature Review // Discourse, Context & Media. 2016. Vol. 12. №3. P. 1–10. DOI: https://doi.org/10.1016/j.dcm.2016.04.001
Rintel E., Mulholland J., Pittam J. First Things First: Internet Relay Chat Openings // Journal of Computer-Mediated Communication. 2006. Vol. 6. №3. P. 1–23. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1083-6101.2001.tb00125.x
Sacks H. The Search for Help: No One to Turn to. Berkeley: University of California, 1966.
Sacks H. Lectures on Conversation. Oxford: Blackwell Publishing, 1995.
Schegloff E. Sequencing in Conversational Openings // American Anthropologist. 1968. Vol. 70. №6. P. 1075–1095. DOI: https://doi.org/10.1525/AA.1968.70.6.02A00030
Schegloff E., Sacks H. Opening Up Closings // Semiotica. 1973. Vol 8. №4. P. 289–327. DOI: https://doi.org/10.1515/semi.1973.8.4.289
Schegloff E. The Routine as Achievement // Human Studies. 1986. Vol. 9. №2. P. 111–151. DOI: https://doi.org/10.1007/BF00148124
Schiffrin D. Opening Encounters // American Sociological Review. 1977. Vol. 42. №5. P. 679–691.
Schutz A., Luckmann T. The Structures of the Life-World. Evanston: Northwestern University Press, 1973. DOI: https://doi.org/10.2307/1959185
Walther J. Synchronicity, Interactivity, and Entrainment in Computer-Mediated, Oral, and Written Communication. San Diego, 1996.
Woolgar S. The Turn to Technology in Social Studies of Science // Science, Technology and Human Values. 1991. Vol. 16. №1. P. 20–50. DOI: https://doi.org/10.1177/016224399101600102
Статья
Поступила: 11.07.2022
Опубликована: 28.03.2023
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Котельников, М. П. (2023). Механизмы формирования начального диалога в анонимной онлайн-коммуникации. Интеракция. Интервью. Интерпретация, 15(1), 45-68. https://doi.org/10.19181/inter.2023.15.1.3
Раздел
Полевые исследования
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.