«Московское чудо»: репрезентация образа «девяностых» в передаче «Намедни»
Научная статья
- Елизавета Дмитриевна Волкова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия lizka001@gmail.com
-
Дарья Олеговна Хлевнюк
Институт Амстердама, Амстердам, Нидерланды
daria.khlevnyuk@gmail.com
ORCID ID https://orcid.org/0000-0003-1019-2192
Elibrary Author_id 1073265ResearchID AAO-4644-2020Выражение признательностиИсследование проводилось при финансовой поддержке Факультета социальных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».Для цитированияВолкова Е. Д., Хлевнюк Д. О. «Московское чудо»: репрезентация образа «девяностых» в передаче «Намедни» // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2023. Том 15. № 1. С. 9-26. DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2023.15.1.1 EDN: MTFKTP
Аннотация
Статья посвящена исследованию памяти о 1990-х годах в России. Основной целью является определение роли телевизионного проекта «Намедни», в процессе формирования памяти россиян о начальном этапе постсоветской России. Проанализированы серии программы «Намедни», посвященные периоду с 1990 по 1999 год. Качественный контент-анализ серий проходил на основе выделенных тематических категорий: политика, социальная сфера, экономика, культура (спорт), — и предметных критериев: название сюжета, содержание, хронометраж, персоналии и ключевые детали, а также организация сюжета. Общепринятое преимущественно негативное представление о периоде «девяностых» в России не находит подтверждения в сериях программы «Намедни». В большинстве сюжетов телепрограммы преобладает политическая и экономическая тематика, а 1990-е годы представлены как оптимистичная «эпоха перемен», которая символизирует быстротечный переход от старого к потенциально позитивному и светлому новому. Преимущественно положительный образ «девяностых» определяется малым вниманием авторов программы к событиям регионального масштаба, большинство сюжетов затрагивают либо мировые события, либо произошедшие в Москве.Ключевые слова:политика памяти, документальное кино, россияне, «Намедни», Парфенов, сюжетБиографии авторов
Елизавета Дмитриевна Волкова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, РоссияБакалавр социологииДарья Олеговна Хлевнюк, Институт Амстердама, Амстердам, НидерландыPhD, научный сотрудникЛитература
Абрамов Р.Н., Чистякова А.А. Ностальгические репрезентации позднего советского периода в медиапроектах Л. Парфенова: по волнам коллективной памяти // Международный журнал исследований культуры. 2012. Т. 6. № 1. С. 52–58. EDN: OUPJGF
Бонч-Осмоловская А.А. Имена времени: эпитеты десятилетий в Национальном корпусе русского языка как проекция культурной памяти // Шаги/Steps. 2018. Т. 4. № 3–4. С. 115–146. DOI: http://dx.doi.org/10.22394/2412-9410-2018-4-3-115-146 EDN: VKPODO
Грузин Ф.А. Инновационная направленность материалов авторских YouTube-каналов // Журналистика, мультимедиа: информационный и социокультурный потенциал / Отв. ред. В.В. Касьянов. К.: Кубанский государственный университет, 2021. С. 258–262. EDN: XEHVAO
Малинова О.Ю. Политика памяти как область символической политики // Методологические вопросы изучения политики памяти. М.; СПб.: Издательство Нестор-История, 2018. С. 27–54. EDN: YNCLNJ
Малинова О.Ю. Актуальное прошлое: Символическая политика властвующей элиты и дилеммы российской идентичности. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2015. EDN: UIAXZD
Малинова О.Ю. Обоснование политики 2000-х годов в дискурсе В.В. Путина и формирование мифа о «лихих девяностых» // Политическая наука. 2018. № 3. С. 45–69. DOI: https://doi.org/10.31249/poln/2018.03.03 EDN: YPENLN
Малинова О.Ю. Конструирование смысловых рамок памяти о реформах 1990-х гг. в либеральном дискурсе 2000-х гг // Южно-российский журнал социальных наук. 2019. № 3. С. 91–105. DOI: https://doi.org/10.31429/26190567-20-3-91-105 EDN: NOQUJL
Малинова О.Ю. Тема «лихих девяностых» в дискурсах российских коммунистов и национал-патриотов // Вестник Пермского университета. Серия: Политология. 2020. Т. 14. № 2. С. 53–63. EDN: BDSKGL
Малинова О.Ю. Августовский путч 1991 г. и распад СССР в политической памяти современной России: эволюция соперничающих нарративов // Tempus et Memoria. 2021. Т. 2. № 3. С. 19–26. DOI: https://doi.org/10.15826/tetm.2021.3.019 EDN: EOLMYD
Миронова Н.Б., Горбачев А.М. Творческая концепция документальных циклов Д. Парфенова об истории СССР 1946-1960 гг. // Академическая публицистика. 2021. № 5. С. 648—651. EDN: FQWVZC
Поцелуев С.П. Символическая политика: констелляция понятий для подхода к проблеме // Полис. Политические исследования. 1999. № 5. С. 62–75. EDN: ESCRKL
Пронин А.А. Mass-док: презумпция нарративности. СПб.: ООО Издательский дом «Петрополис», 2017.
Рысина А.А. Языковая личность Леонида Парфенова (на материале телепередачи «Намедни» и книги «Намедни. Наша эра. 2001–2005») // Вестник Московского государственного университета печати. 2016. № 2. С. 182–185. EDN: XVTEAH
Степанян А.В. Особенности авторского и телевизионного документального кино // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 2 (80). С. 44–46. EDN: YODNDU
Хоменко И.Г. Телевизионное информационное поле рязанского региона // Медиаскоп. 2009. № 2.
Цвик В.Л., Назарова Я.В. Телевизионные новости России. М.: Аспект Пресс, 2002.
Широбоков А.Н., Барышников К.Б. Документальное кино на малом экране // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение, журналистика. 2017. Т. 22. № 2. С. 361–367. DOI: https://doi.org/10.22363/2312-9220-2017-22-2-361-367 EDN: ZEWEPJ
Якимов А.Е. Особенности разграничения кинематографа на документальный и игровой в контексте проблемы репрезентации повседневности // Общество: философия, история, культура. 2021. № 9. С. 26–32. DOI: https://doi.org/10.24158/fik.2021.9.4 EDN: VJNIWS
Ashuri T. The Nation Remembers: National Identity and Shared Memory in Television Documentaries // Nations and Nationalism. 2005. Vol. 11. № 3. P. 423–442. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/j.1354-5078.2005.00212.x
Brouwer S. From Empire to Smuta and Back. The Mythopoetics of Cyclical History in Russian Film and TV-Documentaries // Contested Interpretations of the Past in Polish, Russian, and Ukrainian Film. Boston: Brill, 2016. P. 123–141. DOI: http://dx.doi.org/10.1163/9789004311749_009
Fridman O. et al. From “Putin the Saviour” to “Irreplaceable Putin”: The Role of the 1990s in the Kremlin’s Strategic Communications // Defence Strategic Communications. 2021. Vol. 10. № 10. P. 153–195.
Gorbachev O. The Namedni Project and the Evolution of Nostalgia in post-Soviet Russia // Canadian Slavonic Papers. 2015. Vol. 57. № 3–4. P. 180–194. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/00085006.2015.1083358
Hilmar T. et al. “Economic Memories” of the Aftermath of the 1989 Revolutions in East Germany and the Czech Republic // East European Politics and Societies. 2020. Vol. 35. № 1. P. 89–112. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/0888325420902248
Holdsworth A. “Television Resurrections”: Television and Memory // Cinema Journal. 2008. Vol. 47. № 3. P. 137–144. DOI: http://dx.doi.org/10.1353/cj.0.0017
Hoskins A. Television and the Collapse of Memory // Time & Society. 2004. Vol. 13. № 1. P. 109–127. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/0961463X04040749
Laczó F., Wawrzyniak J. Memories of 1989 in Europe between Hope, Dismay, and Neglect // East European Politics and Societies. 2017. Vol. 31. № 3. С. 431–438. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/0888325417698741
Sharafutdinova G. The Red Mirror: Putin's Leadership and Russia's Insecure Identity. Oxford: Oxford University Press, 2020. DOI: https://doi.org/10.1093/oso/9780197502938.001.0001СтатьяПоступила: 11.11.2022
Опубликована: 21.03.2023
Форматы цитированияДругие форматы цитирования:
APAВолкова, Е. Д., & Хлевнюк, Д. О. (2023). «Московское чудо»: репрезентация образа «девяностых» в передаче «Намедни». Интеракция. Интервью. Интерпретация, 15(1), 9-26. https://doi.org/10.19181/inter.2023.15.1.1РазделПолевые исследованияЭто произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.