Реформа городской маршрутной сети как катализатор социальных процессов
Научная статья
Для цитирования
Янишевский О. Б. Реформа городской маршрутной сети как катализатор социальных процессов // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2022. Том 14. № 2. С. 66-79. DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2022.14.2.4 EDN: JQXVSD
Аннотация
В статье рассматривается влияние реформы маршрутной сети «Магистраль 2.0» в Москве на горожан-пассажиров. Проведен качественный анализ комментариев горожан в социальных сетях, выявлены проблемные ситуации, с которыми столкнулись жители в ходе реформы: отмена привычных маршрутов, изменение системы пересадок, переименование маршрутов, перенос остановок. Найдены различия в видении развития наземного городского пассажирского транспорта между городскими планировщиками и пользователями общественного транспорта. Сделан вывод, что пассажиры оказались не знакомы с новой транспортной парадигмой, она кажется им нелогичной и неподходящей паттерну привычных перемещений, а также ведущей к утрате сложившейся городской идентичности. В ходе качественного анализа выявлено желание жителей сохранить историю и память места через нумерацию и трассировку маршрутов.
Ключевые слова:
транспортная реформа, реформа маршрутной сети, общественный транспорт, городская мобильность, социальное неравенство
Литература
Bamberg S., Hunecke M., Blöbaum A. Social context, personal norms and the use of public transportation: Two field studies // Journal of environmental psychology. 2007. Vol. 27. No 3. P. 190—203.
Charmaz K. Constructing Grounded Theory: A Practical Guide through Qualitative Analysis. London: Sage, 2006.
Durand A. et al. Access Denied? Digital Inequality in Transport Services // Transport Reviews. 2022. Vol. 42. № 1. P. 32—57. DOI: https://doi.org/10.1080/01441647.2021.1923584
Fujii S., Gärling T. Development of Script-Based Travel Mode Choice after Forced Change // Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour. 2003. Vol. 6. № 2. P. 117—124. DOI: https://doi.org/10.1016/S1369-8478(03)00019-6
Gschwender A., Jara-Díaz S., Bravo C. Feeder-trunk or Direct Lines? Economies of Density, Transfer Costs and Transit Structure in an Urban Context // Transportation Research Part A: Policy and Practice. 2016. Vol. 88. P. 209—222. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tra.2016.03.001
Hunecke M. et al. Responsibility and Environment: Ecological Norm Orientation and External Factors in the Domain of Travel Mode Choice Behavior // Environment and Behavior. 2001. Vol. 33. № 6. P. 830—852. DOI: http://doi.org/10.1177/00139160121973269
Martínez C.F. et al. Creating Inequality in Accessibility: The Relationships between Public Transport and Social Housing Policy in Deprived Areas of Santiago de Chile // Journal of Transport Geography. 2018. Vol. 67. P. 102—109. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jtrangeo.2017.09.006
Matthies E., Klöckner C.A., Preißner C.L. Applying a Modified Moral Decision Making Model to Change Habitual Car Use: How Can Commitment Be Effective? // Applied Psychology. 2006. Vol. 55. № 1. P. 91—106. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1464-0597.2006.00237.x
Power A. Social Inequality, Disadvantaged Neighbourhoods and Transport Deprivation: An Assessment of the Historical Influence of Housing Policies // Journal of Transport Geography. 2012. Vol. 21. P. 39—48. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jtrangeo.2012.01.016
Stahre U. City in Change: Globalization, Local Politics and Urban Movements in Contemporary Stockholm // International Journal of Urban and Regional Research. 2004. Vol. 28. № 1. P. 68—85. DOI: https://doi.org/10.1111/j.0309-1317.2004.00503.x
Verplanken B. et al. Attitude versus General Habit: Antecedents of Travel Mode Choice // Journal of Applied Social Psychology. 1994. Vol. 24. № 4. P. 285—300. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1559-1816.1994.tb00583.x
Charmaz K. Constructing Grounded Theory: A Practical Guide through Qualitative Analysis. London: Sage, 2006.
Durand A. et al. Access Denied? Digital Inequality in Transport Services // Transport Reviews. 2022. Vol. 42. № 1. P. 32—57. DOI: https://doi.org/10.1080/01441647.2021.1923584
Fujii S., Gärling T. Development of Script-Based Travel Mode Choice after Forced Change // Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour. 2003. Vol. 6. № 2. P. 117—124. DOI: https://doi.org/10.1016/S1369-8478(03)00019-6
Gschwender A., Jara-Díaz S., Bravo C. Feeder-trunk or Direct Lines? Economies of Density, Transfer Costs and Transit Structure in an Urban Context // Transportation Research Part A: Policy and Practice. 2016. Vol. 88. P. 209—222. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tra.2016.03.001
Hunecke M. et al. Responsibility and Environment: Ecological Norm Orientation and External Factors in the Domain of Travel Mode Choice Behavior // Environment and Behavior. 2001. Vol. 33. № 6. P. 830—852. DOI: http://doi.org/10.1177/00139160121973269
Martínez C.F. et al. Creating Inequality in Accessibility: The Relationships between Public Transport and Social Housing Policy in Deprived Areas of Santiago de Chile // Journal of Transport Geography. 2018. Vol. 67. P. 102—109. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jtrangeo.2017.09.006
Matthies E., Klöckner C.A., Preißner C.L. Applying a Modified Moral Decision Making Model to Change Habitual Car Use: How Can Commitment Be Effective? // Applied Psychology. 2006. Vol. 55. № 1. P. 91—106. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1464-0597.2006.00237.x
Power A. Social Inequality, Disadvantaged Neighbourhoods and Transport Deprivation: An Assessment of the Historical Influence of Housing Policies // Journal of Transport Geography. 2012. Vol. 21. P. 39—48. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jtrangeo.2012.01.016
Stahre U. City in Change: Globalization, Local Politics and Urban Movements in Contemporary Stockholm // International Journal of Urban and Regional Research. 2004. Vol. 28. № 1. P. 68—85. DOI: https://doi.org/10.1111/j.0309-1317.2004.00503.x
Verplanken B. et al. Attitude versus General Habit: Antecedents of Travel Mode Choice // Journal of Applied Social Psychology. 1994. Vol. 24. № 4. P. 285—300. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1559-1816.1994.tb00583.x
![](https://inter-fnisc.ru/public/journals/7/article_5954_cover_ru_RU.png)
Статья
Поступила: 10.04.2022
Опубликована: 28.06.2022
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Янишевский, О. Б. (2022). Реформа городской маршрутной сети как катализатор социальных процессов. Интеракция. Интервью. Интерпретация, 14(2), 66-79. https://doi.org/10.19181/inter.2022.14.2.4
Раздел
Полевые исследования
![Лицензия Creative Commons](http://i.creativecommons.org/l/by/4.0/88x31.png)
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.