Реформа городской маршрутной сети как катализатор социальных процессов
Научная статья
-
Олег Борисович Янишевский
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
oyanishevskiy@hse.ru
ORCID ID https://orcid.org/0000-0003-1421-1805
Elibrary Author_id 1138092Для цитированияЯнишевский О. Б. Реформа городской маршрутной сети как катализатор социальных процессов // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2022. Том 14. № 2. С. 66-79. DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2022.14.2.4 EDN: JQXVSD
Аннотация
В статье рассматривается влияние реформы маршрутной сети «Магистраль 2.0» в Москве на горожан-пассажиров. Проведен качественный анализ комментариев горожан в социальных сетях, выявлены проблемные ситуации, с которыми столкнулись жители в ходе реформы: отмена привычных маршрутов, изменение системы пересадок, переименование маршрутов, перенос остановок. Найдены различия в видении развития наземного городского пассажирского транспорта между городскими планировщиками и пользователями общественного транспорта. Сделан вывод, что пассажиры оказались не знакомы с новой транспортной парадигмой, она кажется им нелогичной и неподходящей паттерну привычных перемещений, а также ведущей к утрате сложившейся городской идентичности. В ходе качественного анализа выявлено желание жителей сохранить историю и память места через нумерацию и трассировку маршрутов.Ключевые слова:транспортная реформа, реформа маршрутной сети, общественный транспорт, городская мобильность, социальное неравенствоБиография автора
Олег Борисович Янишевский, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, РоссияАспирант факультета социальных наукЛитература
Bamberg S., Hunecke M., Blöbaum A. Social context, personal norms and the use of public transportation: Two field studies // Journal of environmental psychology. 2007. Vol. 27. No 3. P. 190—203.
Charmaz K. Constructing Grounded Theory: A Practical Guide through Qualitative Analysis. London: Sage, 2006.
Durand A. et al. Access Denied? Digital Inequality in Transport Services // Transport Reviews. 2022. Vol. 42. № 1. P. 32—57. DOI: https://doi.org/10.1080/01441647.2021.1923584
Fujii S., Gärling T. Development of Script-Based Travel Mode Choice after Forced Change // Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour. 2003. Vol. 6. № 2. P. 117—124. DOI: https://doi.org/10.1016/S1369-8478(03)00019-6
Gschwender A., Jara-Díaz S., Bravo C. Feeder-trunk or Direct Lines? Economies of Density, Transfer Costs and Transit Structure in an Urban Context // Transportation Research Part A: Policy and Practice. 2016. Vol. 88. P. 209—222. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tra.2016.03.001
Hunecke M. et al. Responsibility and Environment: Ecological Norm Orientation and External Factors in the Domain of Travel Mode Choice Behavior // Environment and Behavior. 2001. Vol. 33. № 6. P. 830—852. DOI: http://doi.org/10.1177/00139160121973269
Martínez C.F. et al. Creating Inequality in Accessibility: The Relationships between Public Transport and Social Housing Policy in Deprived Areas of Santiago de Chile // Journal of Transport Geography. 2018. Vol. 67. P. 102—109. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jtrangeo.2017.09.006
Matthies E., Klöckner C.A., Preißner C.L. Applying a Modified Moral Decision Making Model to Change Habitual Car Use: How Can Commitment Be Effective? // Applied Psychology. 2006. Vol. 55. № 1. P. 91—106. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1464-0597.2006.00237.x
Power A. Social Inequality, Disadvantaged Neighbourhoods and Transport Deprivation: An Assessment of the Historical Influence of Housing Policies // Journal of Transport Geography. 2012. Vol. 21. P. 39—48. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jtrangeo.2012.01.016
Stahre U. City in Change: Globalization, Local Politics and Urban Movements in Contemporary Stockholm // International Journal of Urban and Regional Research. 2004. Vol. 28. № 1. P. 68—85. DOI: https://doi.org/10.1111/j.0309-1317.2004.00503.x
Verplanken B. et al. Attitude versus General Habit: Antecedents of Travel Mode Choice // Journal of Applied Social Psychology. 1994. Vol. 24. № 4. P. 285—300. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1559-1816.1994.tb00583.xСтатьяПоступила: 10.04.2022
Опубликована: 28.06.2022
Форматы цитированияДругие форматы цитирования:
APAЯнишевский, О. Б. (2022). Реформа городской маршрутной сети как катализатор социальных процессов. Интеракция. Интервью. Интерпретация, 14(2), 66-79. https://doi.org/10.19181/inter.2022.14.2.4РазделПолевые исследованияЭто произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.