Куда идет качественная методология? Коллективная дискуссия
Научная статья
Для цитирования
Здравомыслова Е. А., Ярская-Смирнова Е. Р., Омельченко Е. Л., Штейнберг И. Е. Куда идет качественная методология? Коллективная дискуссия // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2022. Том 14. № 1. С. 9-32. DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2022.14.1.1 EDN: USZYKK
Аннотация
Качественная парадигма находится на новом витке развития. Так считает известный международный журнал FQS (Forum: Qualitative Social Research), который затеял дискуссию «Качество качественных исследований», где поднимает актуальные вопросы дальнейшего развития этого поля по типу «Куда идет качественная парадигма?». Наш журнал, подхватив эту инициативу коллег, пригласил экспертов в этой области на страницах нашего журнала высказаться по предложенному коллегами блоку вопросов, но применительно к специфике русскоязычного сегмента этого поля.На предложение журнала откликнулись такие известные лидеры этого направления – Елена Здравомыслова, Елена Ярская-Смирнова, Елена Омельченко, Илья Штейнберг. Мы публикуем их ответы на обсуждаемые вопросы.
Ключевые слова:
качественная методология, критерии качества, этика исследования, система образования
Литература
Батыгин Г.С., Девятко И.Ф. Миф о «качественной социологии» // Социологический журнал. 1994. № 2. С. 28—42.
Буравой М. Развернутое монографическое исследование: между позитивизмом и постмодернизмом // Рубеж (альманах социальных исследований). 1997. № 10—11. С. 154—176.
Воронков В.М. Этот безумный, безумный, безумный количественный мир // Неприкосновенный запас. 2003. № 3. URL: https://magazines.gorky.media/nz/2004/3/etot-bezumnyj-bezumnyj-bezumnyj-kolichestvennyj-mir.html (дата обращения: 25.02.2022).
Aspers P., Corte U. What is Qualitative in Qualitative Research // Qualitative Sociology. 2019. № 42. P. 139—160. DOI: https://doi.org/10.1007/s11133-019-9413-7
Denzin N.K. The New Paradigm Dialogs and Qualitative Inquiry // International Journal of Qualitative Studies in Education. 2008. Vol. 21. № 4. P. 315—325. DOI: https://doi.org/10.1080/09518390802136995
Hammersly M. Some Reflections on Ethnography and Validity // International Journal of Qualitative Studies in Education. 1992. Vol. 5. № 3. P. 195—203. DOI: https://doi.org/10.1080/0951839920050301
Katz J. A Theory of Qualitative Methodology: The Social System of Analytic Fieldwork // Méthod(e)s African Review of Social Sciences Methodology. 2015. Vol. 1. № 1—2. P. 131—146. DOI: https://doi.org/10.1080/23754745.2015.1017282
O’Brien B. et al. Standards for Reporting Qualitative Research // Academic Medicine. 2014. Vol. 89. № 9. P. 1245—1251. DOI: https://doi.org/10.1097/acm.0000000000000388
Riessman C.K. Narrative Analysis. Newbury Park: SAGE, 1993.
Stenfors T., Kajamaa A., Bennett D. How to… Assess the Quality of Qualitative Research // The Clinical Teacher. 2020. Vol. 17. № 6. P. 596—599. DOI: https://doi.org/10.1111/tct.13242
Tong A., Sainsbury P., Craig J. Consolidated Criteria for Reporting Qualitative Research (COREQ): A 32-item Checklist for Interviews and Focus Groups // International Journal for Quality in Health Care. 2007. Vol. 19. № 6. P. 349—357. DOI: https://doi.org/10.1093/intqhc/mzm042
Tracy S. Qualitative Quality: Eight ‘Big-Tent’ Criteria for Excellent Qualitative Research // Qualitative Inquiry. 2010. Vol. 16. № 10. P. 837—851. DOI: https://doi.org/10.1177%2F1077800410383121
Yin R. Case Study Research: Design and Methods. Beverly Hills: SAGE, 1983.
Буравой М. Развернутое монографическое исследование: между позитивизмом и постмодернизмом // Рубеж (альманах социальных исследований). 1997. № 10—11. С. 154—176.
Воронков В.М. Этот безумный, безумный, безумный количественный мир // Неприкосновенный запас. 2003. № 3. URL: https://magazines.gorky.media/nz/2004/3/etot-bezumnyj-bezumnyj-bezumnyj-kolichestvennyj-mir.html (дата обращения: 25.02.2022).
Aspers P., Corte U. What is Qualitative in Qualitative Research // Qualitative Sociology. 2019. № 42. P. 139—160. DOI: https://doi.org/10.1007/s11133-019-9413-7
Denzin N.K. The New Paradigm Dialogs and Qualitative Inquiry // International Journal of Qualitative Studies in Education. 2008. Vol. 21. № 4. P. 315—325. DOI: https://doi.org/10.1080/09518390802136995
Hammersly M. Some Reflections on Ethnography and Validity // International Journal of Qualitative Studies in Education. 1992. Vol. 5. № 3. P. 195—203. DOI: https://doi.org/10.1080/0951839920050301
Katz J. A Theory of Qualitative Methodology: The Social System of Analytic Fieldwork // Méthod(e)s African Review of Social Sciences Methodology. 2015. Vol. 1. № 1—2. P. 131—146. DOI: https://doi.org/10.1080/23754745.2015.1017282
O’Brien B. et al. Standards for Reporting Qualitative Research // Academic Medicine. 2014. Vol. 89. № 9. P. 1245—1251. DOI: https://doi.org/10.1097/acm.0000000000000388
Riessman C.K. Narrative Analysis. Newbury Park: SAGE, 1993.
Stenfors T., Kajamaa A., Bennett D. How to… Assess the Quality of Qualitative Research // The Clinical Teacher. 2020. Vol. 17. № 6. P. 596—599. DOI: https://doi.org/10.1111/tct.13242
Tong A., Sainsbury P., Craig J. Consolidated Criteria for Reporting Qualitative Research (COREQ): A 32-item Checklist for Interviews and Focus Groups // International Journal for Quality in Health Care. 2007. Vol. 19. № 6. P. 349—357. DOI: https://doi.org/10.1093/intqhc/mzm042
Tracy S. Qualitative Quality: Eight ‘Big-Tent’ Criteria for Excellent Qualitative Research // Qualitative Inquiry. 2010. Vol. 16. № 10. P. 837—851. DOI: https://doi.org/10.1177%2F1077800410383121
Yin R. Case Study Research: Design and Methods. Beverly Hills: SAGE, 1983.

Статья
Поступила: 15.01.2022
Опубликована: 27.03.2022
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Здравомыслова, Е. А., Ярская-Смирнова, Е. Р., Омельченко, Е. Л., & Штейнберг, И. Е. (2022). Куда идет качественная методология? Коллективная дискуссия. Интеракция. Интервью. Интерпретация, 14(1), 9-32. https://doi.org/10.19181/inter.2022.14.1.1
Раздел
Теоретические дискурсы и дискуссии

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.