Куда идет качественная методология? Коллективная дискуссия

Научная статья
  • Елена Андреевна Здравомыслова Европейский университет в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербург, Россия zdrav3@yandex.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0001-7867-0221
    Elibrary Author_id 250505
  • Елена Ростиславовна Ярская-Смирнова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия eiarskaia@hse.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-3139-5215
    Elibrary Author_id 74308
    ResearchID I-5080-2015
  • Елена Леонидовна Омельченко Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Санкт-Петербург, Россия eomelchenko@hse.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-5951-3682
    Elibrary Author_id 74361
    ResearchID K-5885-2015
  • Илья Ефимович Штейнберг Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Москва, Россия ilya.shteynberg@gmail.com ORCID ID https://orcid.org/0000-0003-0230-9071
    Elibrary Author_id 123852
Для цитирования
Здравомыслова Е. А., Ярская-Смирнова Е. Р., Омельченко Е. Л., Штейнберг И. Е. Куда идет качественная методология? Коллективная дискуссия // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2022. Том 14. № 1. С. 9-32. DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2022.14.1.1 EDN: USZYKK

Аннотация

Качественная парадигма находится на новом витке развития. Так считает известный международный журнал FQS (Forum: Qualitative Social Research), который затеял дискуссию «Качество качественных исследований», где поднимает актуальные вопросы дальнейшего развития этого поля по типу «Куда идет качественная парадигма?». Наш журнал, подхватив эту инициативу коллег, пригласил экспертов в этой области на страницах нашего журнала высказаться по предложенному коллегами блоку вопросов, но применительно к специфике русскоязычного сегмента этого поля.На предложение журнала откликнулись такие известные лидеры этого направления – Елена Здравомыслова, Елена Ярская-Смирнова, Елена Омельченко, Илья Штейнберг. Мы публикуем их ответы на обсуждаемые вопросы.
Ключевые слова:
качественная методология, критерии качества, этика исследования, система образования

Биографии авторов

Елена Андреевна Здравомыслова, Европейский университет в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербург, Россия
Кандидат социологических наук, профессор
Елена Ростиславовна Ярская-Смирнова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
Доктор социологических наук, заведующий Международной лабораторией исследований социальной интеграции, профессор факультета социальных наук
Елена Леонидовна Омельченко, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Санкт-Петербург, Россия
Доктор социологических наук, директор Центра молодежных исследований, профессор департамента социологии
Илья Ефимович Штейнберг, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Москва, Россия
Кандидат философских наук, старший научный сотрудник

Литература

Батыгин Г.С., Девятко И.Ф. Миф о «качественной социологии» // Социологический журнал. 1994. № 2. С. 28—42.

Буравой М. Развернутое монографическое исследование: между позитивизмом и постмодернизмом // Рубеж (альманах социальных исследований). 1997. № 10—11. С. 154—176.

Воронков В.М. Этот безумный, безумный, безумный количественный мир // Неприкосновенный запас. 2003. № 3. URL: https://magazines.gorky.media/nz/2004/3/etot-bezumnyj-bezumnyj-bezumnyj-kolichestvennyj-mir.html (дата обращения: 25.02.2022).

Aspers P., Corte U. What is Qualitative in Qualitative Research // Qualitative Sociology. 2019. № 42. P. 139—160. DOI: https://doi.org/10.1007/s11133-019-9413-7

Denzin N.K. The New Paradigm Dialogs and Qualitative Inquiry // International Journal of Qualitative Studies in Education. 2008. Vol. 21. № 4. P. 315—325. DOI: https://doi.org/10.1080/09518390802136995

Hammersly M. Some Reflections on Ethnography and Validity // International Journal of Qualitative Studies in Education. 1992. Vol. 5. № 3. P. 195—203. DOI: https://doi.org/10.1080/0951839920050301

Katz J. A Theory of Qualitative Methodology: The Social System of Analytic Fieldwork // Méthod(e)s African Review of Social Sciences Methodology. 2015. Vol. 1. № 1—2. P. 131—146. DOI: https://doi.org/10.1080/23754745.2015.1017282

O’Brien B. et al. Standards for Reporting Qualitative Research // Academic Medicine. 2014. Vol. 89. № 9. P. 1245—1251. DOI: https://doi.org/10.1097/acm.0000000000000388

Riessman C.K. Narrative Analysis. Newbury Park: SAGE, 1993.

Stenfors T., Kajamaa A., Bennett D. How to… Assess the Quality of Qualitative Research // The Clinical Teacher. 2020. Vol. 17. № 6. P. 596—599. DOI: https://doi.org/10.1111/tct.13242

Tong A., Sainsbury P., Craig J. Consolidated Criteria for Reporting Qualitative Research (COREQ): A 32-item Checklist for Interviews and Focus Groups // International Journal for Quality in Health Care. 2007. Vol. 19. № 6. P. 349—357. DOI: https://doi.org/10.1093/intqhc/mzm042

Tracy S. Qualitative Quality: Eight ‘Big-Tent’ Criteria for Excellent Qualitative Research // Qualitative Inquiry. 2010. Vol. 16. № 10. P. 837—851. DOI: https://doi.org/10.1177%2F1077800410383121

Yin R. Case Study Research: Design and Methods. Beverly Hills: SAGE, 1983.
Статья

Поступила: 15.01.2022

Опубликована: 27.03.2022

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Здравомыслова, Е. А., Ярская-Смирнова, Е. Р., Омельченко, Е. Л., & Штейнберг, И. Е. (2022). Куда идет качественная методология? Коллективная дискуссия. Интеракция. Интервью. Интерпретация, 14(1), 9-32. https://doi.org/10.19181/inter.2022.14.1.1
Раздел
Теоретические дискурсы и дискуссии