Образовательно-профессиональные траектории женщин-руководителей

Научная статья
  • Юлия Сергеевна Честных Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия julia.96tmb@yandex.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-0287-548X
    Elibrary Author_id 914342
Для цитирования
Честных Ю. С. Образовательно-профессиональные траектории женщин-руководителей // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2021. Том 13. № 4. С. 47-67. DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2021.13.4.3

Аннотация

В статье анализируются образовательно-профессиональные траектории женщин-руководителей. Исследование построено на основе подхода к образовательно-профессиональной траектории как части жизненного пути. Эмпирической базой исследования послужили 20 видеоинтервью, опубликованных на сайте новостного агрегатора MediaMetrics, которые были проведены в рамках передач о женском карьерном успехе. Эмпирически на основе нарративов исследованы интенциональные характеристики женских успешных траекторий. Автор при помощи интент-анализа показывает, как женщины-руководители объясняют свои карьерные траектории. В результате исследования формулируются реализованные женщинами образовательно-профессиональные сценарии, а также их дискурсивные обоснования. Женщины становятся руководителями ввиду реализации диахронного образовательно-квалификационного сценария бизнес-идеи.
Ключевые слова:
образовательно-профессиональная траектория, образовательно-профессиональный сценарий, женщина-руководительница, интент-анализ

Биография автора

Юлия Сергеевна Честных, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
Выпускница магистерской программы «Комплексный социальный анализ» факультета социальных наук

Литература

Азарова Е.А. Влияние культуры на формирование и измерение моральных гендерных стереотипов // Российские женщины и европейская культура. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. C. 213–219.

Бурдье П. Физическое и социальное пространства: проникновение и присвоение // Социология социального пространства / Пер. с франц. Н.А. Шматко. М., 2005. URL: https://gtmarket.ru/library/articles/3053 (дата обращения: 01.04.2021).

Женщины и мужчины России. 2018: Статистический сборник. М.: Росстат, 2020.

Оксамитная С., Бродская С. Социальный класс как фактор дифференциации жизненных шансов // Социология: теория, методы, маркетинг. 2004. № 4. C. 24–42.

Павлова Н.Д. Диалог и его интенциональная организация // Ушакова Т.Н. и др. Слово в действии. СПб.: Алетейя, 2000.

Попова И.П. «Поворотные пункты» в биографии и профессиональные карьеры специалистов // Социологические исследования. 2011. № 4. С. 81–91.

Чирикова А.Е. Женщина на высших этажах региональной власти: путь наверх и сценарии будущего // Pro Nunc. Современные политические процессы. 2009. Т. 9. № 1. С. 206–251.

Barreto M., Ellemers N. Sexism in Contemporary Societies: How It Is Expressed, Perceived, Confirmed, and Resisted // The SAGE Handbook of Gender and Psychology / Ed. by M. Ryan, N. Branscombe. London, Thousand Oaks: SAGE, 2014. P. 288–305. DOI: https://www.doi.org/10.4135/9781446269930.n18

Bursztyn L., Fujiwara T., Pallais A. Acting Wife: Marriage Market Incentives and Labor Market Investments // American Economic Review. 2017. Vol. 107. № 11. P. 3288–3319. DOI: https://doi.org/10.1257/aer.20170029

Day D.V. Leadership Development: A Review in Context // The Leadership Quarterly. 2000. Vol. 11. № 4. P. 581–613. DOI: https://doi.org/10.1016/S1048-9843(00)00061-8

Elliott J.R., Smith R.A. Race, Gender, and Workplace Power // American Sociological Review. 2004. Vol. 69. № 3. P. 365–386. DOI: https://doi.org/10.1177/000312240406900303

Glass C., Cook A. Leading at the Top: Understanding Women’s Challenges above the Glass Ceiling // The Leadership Quarterly. 2016. Vol. 27. № 1. P. 51–63. DOI: https://doi.org/10.1016/j.leaqua.2015.09.003

Jyrkinen M. Women Managers, Careers and Gendered Ageism // Scandinavian Journal of Management. 2014. Vol. 30. № 2. P. 175–185. DOI: https://doi.org/10.1016/j.scaman.2013.07.002

Komives S. College Student Leadership Identity Development // Early Development and Leadership: Building the Next Generation of Leaders / Ed. by S.E. Murphy, R.J. Reichard. New York: Routledge, 2011. P. 273–292. DOI: https://doi.org/10.4324/9780203818343

Lutter M. Do Women Suffer from Network Closure? // American Sociological Review. 2015. Vol. 80. № 2. Р. 329–358. DOI: https://doi.org/10.1177%2F0003122414568788

McPherson M., Smith-Lovin L., Cook J.M. Birds of a Feather: Homophily in Social Networks // Annual Review of Sociology. 2001. Vol. 27. Р. 415–444. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev.soc.27.1.415

Misra J., Lundquist J., Templer A. Gender, Work Time and Care Responsibilities among Faculty // Sociological Forum. 2012. Vol. 27. № 2. Р. 300–323. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1573-7861.2012.01319.x

Offermann L.R., Thomas K.T., Lanzo L.A., Smith L.N. Achieving Leadership and Success: A 28-Year Follow-Up of College Women Leaders // The Leadership Quarterly. 2020. Vol. 31. № 4. Art. 101345. DOI: http://doi.org/10.1016/j.leaqua.2019.101345

Purcell. D., MacArthur K., Samblanet S. Gender and the Glass Ceiling at Work // Sociology Compass. 2010. Vol. 4. № 9. P. 705–717. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1751-9020.2010.00304.x

Ryan M.K. et al. Opting out or Pushed off the Edge? The Glass Cliff and the Precariousness of Women’s Leadership Positions // Social and Personality Psychology Compass. 2007. Vol. 1. № 1. P. 266–279. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1751-9004.2007.00007.x

Schein V.E. The Relationship between Sex Role Stereotypes and Requisite Management Characteristics // Journal of Applied Psychology. 1973. Vol. 57. № 2. P. 95–105. DOI: https://doi.org/10.1037/h0037128

Stone P. Opting Out? Why Women Really Quit Careers and Head Home. Berkeley: University of California Press, 2007. DOI: https://doi.org/10.1525/9780520941793

Wolf C. Not Lost in Translation: Managerial Career Narratives and the Construction of Protean Identities // Human Relations. 2019. Vol. 72. № 3. P. 505–533. DOI: https://doi.org/10.1177%2F0018726718778094
Статья

Поступила: 10.09.2021

Опубликована: 26.12.2021

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Честных, Ю. С. (2021). Образовательно-профессиональные траектории женщин-руководителей. Интеракция. Интервью. Интерпретация, 13(4), 47-67. https://doi.org/10.19181/inter.2021.13.4.3
Раздел
Полевые исследования