«Образовательное пространство детского сада»: концептуализация понятия и методика конструирования его измерений

  • Ольга Борисовна Савинская Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» savinskaya@gmail.com
Для цитирования
Савинская О. Б. «Образовательное пространство детского сада»: концептуализация понятия и методика конструирования его измерений // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2015. Том 7. № 9. С. 30-42.

Аннотация

В статье концептуализируется понятие «образовательное пространство» в до-школьном учреждении, подчеркивается его конституирующая роль в формировании дошкольного образования как профессиональной услуги, предлагается обзор основных измерителей этого комплексного понятия на базе российской и зарубежной литературы. Для описания контекста проведения исследования обосновывается значимость комплексной оценки структурных реформ дошкольного образования последних лет и роли родительского мнения в этом процессе. Эмпирическая часть статьи основана на 30 глубинных интервью с матерями детей-дошкольников, проведенных в г. Москве, в рамках построения модели оценки. На основе нарративных интервью, раскрывающих ценности дошкольного образования и развитие ребенка в детском саду, сформированы основные характеристики родительского понимания образовательного пространства детского сада. Представлена методика разработки суждений для многомерной шкалы на базе качественных данных.
Ключевые слова:
образовательное пространство, дошкольное образование, оценка социальной программы, родители как субъекты образовательных реформ, конструктная валидность, качественные методы, разработка шкалы

Биография автора

Ольга Борисовна Савинская, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
кандидат социологических наук, доцент департамента социологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ

Литература

Батыгин Г. С. Обоснование научного вывода в прикладной социологии. М.: Наука, 1986.



Беккер И. Л., Журавчик В. Н. Образовательное пространство как социальная и педагогическая категория // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. Общественные науки. 2009. № 12 (16).



Гамова С. Н., Герасимова Е. Н., Деркунская В. А. и др. Успех. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под науч. рук. Н. В. Фединой. М.: Просвещение, 2014.



Гоголев Н. В. Категория «образовательное пространство» как объект научного исследования // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2012. № 1–2. С. 230–237.



Гурко Т. А. Брак и родительство в России. М.: Институт социологии



РАН, 2008.



Ильина М. А. Детский сад как механизм реализации «контракта работающей матери» (на материалах Санкт-Петербурга) // Общественная экспертиза процесса трансформации системы до-



школьных учреждений / Отв. ред. О. Б. Савинская. СПб.: ЛЕМА, 2007.



Носкова А. В. Социальные аспекты решения демографической проблемы низкой рождаемости // Социологические исследования. 2012. № 8. С. 60–70.



Полухина Е. В. Основания и возможности интеграции количественного и качественного подходов в социальных науках: от методологического плюрализма к 3-х парадигмальному континууму: Сб.науч. статей и материалов Всероссийской научной «Социология и естествознание: междисциплинарные подходы к изучению социальной реальности», 12–13 декабря 2014 г. / Под ред.Н. Е. Покровского. М.: Сообщество профессиональных социологов; Вариант, 2014. С. 137–142.



Ржаницына Л. С. Молодые семьи с детьми: кто такие, как живут, чего хотят // Социологические исследования. 2011. № 3. С. 85–94.



Рождественская Е. Надежность качественных исследований и качество данных // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2014. № 8. С. 16–29.



Рогозин Д. Когнитивный анализ опросного инструмента // Социологический журнал. 2000. № 3–4. С. 18–70.



Савинская О. Б. Значимость услуг детского сада как социального института // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2014. № 6. С. 165–173.



Семенова В. В. стратегии комбинации качественного и количественного подходов при изучении поколений // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2014. № 8. С. 5–15.



Сухова А. С. Услуги по уходу за детьми: масштабы и факторы потребления российскими семьями // Журнал исследований социальной политики. 2011. Т. 9. № 4. С. 473–494.



Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». URL: http://bda-expert.com/2014/01/



federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya-minobrnauki/ (дата обращения: 27.04.2015).



Charmaz K. Constructing Grounded Theory. A Practical Guide Through Qualitative Analysis. London: Sage Publication, 2011 (2006).



Dahlberg G., Moss P., Pence P. Beyond Quality in Early Childhood & Care: Postmodern Perspectives. London: Palmer Press, 1999.



Early Childhood Education and Care Policy. Canada. Country Note. OECD Directorate For Education. 2004. URL: http://www.oecd.org/education/school/33850725.pdf (accessed: 27.03.2014).



Glaser B., Strauss A. The Discovery of Grounded Theory. Chicago: Aldine, 1968.



Greenberg M. Next Steps for Federal Child Care Policy // The Next Generation of Antipoverty Policies. 2007. № 17 (2). P. 73–96. URL: http://www.princeton.edu/futureofchildren/publications/journals/article/index.xml?journalid=33&articleid=67 (accessed: 27.03.2014).



Kimiko T., Lowry D. Mental Well-being of Mothers with Preschool Children in Japan: The Importance of Spousal Involvement in Childrearing // Journal of Family Studies. 2013. № 2 (19). P. 185–195.



Morgan D. Integrating Qualitative and Quantitative Methods: A Pragmatic Approach. London: Sage Publications, 2014.



National Curriculum Guidelines on Early Childhood Education and Care (ECEC) in Finland, 2004. URL: https://www.thl.fi/documents/605877/747474/vasu_english.pdf (accessed: 27.03.2014).



Naudeau S. S., Kataoka N., Valerio A., Neuman M. J., Elder L. K. Investing in Young Children an Early Childhood Development Guide for Policy Dialogue and Project Preparation. Washington: The World Bank, 2011.



Peisner-Feinberg E. S., Schaaf J. M., Hildebrandt L., La Forett D. R. Quality and Characteristics of the North Carolina Pre-Kindergarten Program: 2011–2012 Statewide evaluation. Chapel Hill: The University ofNorth Carolina, FPG Child Development Institute, 2013. P. 10–11.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Савинская, О. Б. (2015). «Образовательное пространство детского сада»: концептуализация понятия и методика конструирования его измерений. Интеракция. Интервью. Интерпретация, 7(9), 30-42. извлечено от https://inter-fnisc.ru/index.php/inter/article/view/4359
Раздел
Теоретические дискурсы и дискуссии