«Трудный возраст»: как женщины среднего класса (пере)определяют культурные нормы зрелости

Научная статья
  • Жанна Владимировна Чернова Социологический институт РАН — филиал ФНИСЦ РАН, Санкт-Петербург, Россия chernova30@mail.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0003-3416-5287
    Elibrary Author_id 472822
    SPIN 1080-4280
    ResearchID O-1945-2013
  • Александра Игоревна Литвинова Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия a.litvinova@spbu.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0003-2845-9983
Для цитирования
Чернова Ж. В., Литвинова А. И. «Трудный возраст»: как женщины среднего класса (пере)определяют культурные нормы зрелости // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2025. Том 17. № 2. С. 71-91. DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2025.17.2.4 EDN: IASCBD

Аннотация

В статье анализируются медиарепрезентации среднего возраста у женщин на основе тематического анализа подкаста «45+: Легенды и мифы среднего возраста». Авторы фокусируются на опыте городских образованных женщин среднего класса, рассматривая, как они переосмысляют этот жизненный этап в условиях дестандартизации жизненных сценариев и противоречивых культурных ожиданий. В подкасте средний возраст предстает как период пересмотра приоритетов, адаптации к возрастным изменениям и создания новых жизненных проектов благодаря пластичности и агентности. Особое внимание уделяется телесности и медикализации как инструментам самоидентификации и управления возрастом, а также роли накопленных ресурсов в формировании позитивных сценариев переживания среднего возраста. Исследование демонстрирует, как женщины среднего класса, выступая социальными инноваторами, формируют новые культурные нормы восприятия среднего возраста и бросают вызов двойному стандарту старения. Поднимается вопрос о необходимости дальнейших исследований для понимания разнообразия опыта переживания среднего возраста женщинами разных социальных групп.
Ключевые слова:
lifecourse, средний возраст, женщины, медиа, средний класс

Биографии авторов

Жанна Владимировна Чернова, Социологический институт РАН — филиал ФНИСЦ РАН, Санкт-Петербург, Россия
доктор социологических наук, ведущий научный сотрудник
Александра Игоревна Литвинова, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия
старший преподаватель, кафедра цифровых медиакоммуникаций

Литература

Кон И. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.

Калхун А. О чем молчат женщины: как кризис среднего возраста влияет на нас и почему это лучшее время для перемен / Пер. с англ. И.Е. Кикиной. М.: Эксмо, 2023.

Сонтаг С. О Женщинах. М.: Ад Маргинем Пресс, 2024.

Чернова Ж.В., Шпаковская Л.Л. Три режима гендерного гражданства: опыт восприятия социальной политики российскими женщинами трех поколений // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2021. Т. 13. № 3. С. 12–43. DOI: https://doi.org10.19181/inter.2021.13.3.1 EDN: CUNXOL

Asier L.A., Luis Miguel P.-E. (2022) Audio Storytelling in Novation in a Digital Age: The Case of Daily News Podcasts in Spain. Information. Vol. 13. No. 4. P. 204. DOI: https://doi.org/10.3390/info13040204

Baruch G., Brooks-Cunn J. (1984) Women in Midlife. New York: Plenum Press.

Braun V., Clarke V. (2021) Thematic Analysis: A Practical Guide. London: SAGE Publications.

Brooks-Gunn J., Kirsh B. (1984) Life Events and the Boundaries of Midlife for Women. In: Women in Midlife. Boston: Springer. P. 11–30.

Buchmann M.C., Kriesi I. (2011) Transition to Adulthood in Europe. Annual Review of Sociology. Vol. 37. No. 1. P. 481–503. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev-soc-081309-150212

Calasanti T. (2007) Bodacious Berry, Potency Wood and the Aging Monster: Gender and Age Relations in Anti-Aging Ads. Social Forces. Vol. 86. No. 1. P. 335–355. DOI: https://doi.org/10.1353/sof.2007.0091

Daly M. (2020) Gender Inequality and Welfare States in Europe. Cheltenham: Edward Elgar Publishing. DOI: https://doi.org/10.4337/9781788111263

Dannefer D. (2003) Cumulative Advantage/Disadvantage and the Life Course: Cross-Fertilizing Age and Social Science Theory. The Journals of Gerontology Series B: Psychological Sciences and Social Sciences. Vol. 58. No. 6. P. 327–337. DOI: https://doi.org/10.1093/geronb/58.6.s327

Demey D., Berrington A., Evandrou M., Falkingham J. (2013) Pathways into Living Alone in Mid-life: Diversity and Policy Implications. Advances in Life Course Research. Vol. 18. No. 3. P. 161–174. DOI: https://doi.org/10.1016/j.alcr.2013.02.001

Dolberg P., Ayalon L. (2018) Subjective Meanings and Identification with Middle Age. The International Journal of Aging and Human Development. Vol. 87. No. 1. P. 52–76. DOI: https://doi.org/10.1177/0091415017721932

Elder G.H. (2003) The Emergence and Development of Life Course Theory. In: Handbook of the Life Course. Boston: Springer. P. 3–19. DOI: https://doi.org/10.1007/978-0-306-48247-2_1

Gullette M.M. (1997) Declining to Decline: Cultural Combat and the Politics of the Midlife. Charlottesville: University Press of Virginia. DOI: https://doi.org/10.5860/choice.35-1847

Gullette M.M. (2004) Aged by Culture. Chicago: University of Chicago Press.

Jermyn D. (2016) Pretty Past It? Interrogating the Post-Feminist Makeover of Ageing, Style, and Fashion. Feminist Media Studies. Vol. 16. No. 4. P. 573–589. DOI: https://doi.org/10.1080/14680777.2016.1193371

Infurna F.J., Gerstorf D., Lachman M.E. (2020) Midlife in the 2020s: Opportunities and Challenges. American Psychologist. Vol. 75. No. 4. P. 470–485. DOI: https://doi.org/10.1037/amp0000591

Kulkov I., Kulkova J., Rohrbeck R., Menvielle L. (2024) Leveraging Podcasts as Academic Resources: A Seven-step Methodological Guide. International Journal of Qualitative Methods. Vol. 23. P. 1–13. DOI: https://doi.org/10.1177/16094069241266197

Mayer K.U. (2004) Whose Lives? How History, Societies, and Institutions Define and Shape Life Courses. Research in Human Development. Vol. 1. No. 3. P. 161–187. DOI: https://doi.org/10.1207/s15427617rhd0103_3

Mehta C.M., Arnett J.J., Palmer C.G., Nelson L.J. (2020) Established Adulthood: A New Conception of Ages 30 to 45. American Psychologist. Vol. 75. No. 4. P. 431–444. DOI: https://doi.org/10.1037/amp0000600

Moen P. (2016) Work Over the Gendered Life Course. Handbook of the Life Course. Volume 2. Cham: Springer. P. 249–275. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-20880-0_11

Lachman M.E. (2015) Mind the Gap in the Middle: A Call to Study Midlife. Research in Human Development. Vol. 12. No. 3–4. P. 327–334. DOI: https://doi.org/10.1080/15427609.2015.1068048

Lachman M.E., Teshale S., Agrigoroaei S. (2015) Midlife as a Pivotal Period in the Life Course: Balancing Growth and Decline at the Crossroads of Youth and Old Age. International Journal of Behavioral Development. Vol. 39. No. 1. P. 20–31. DOI: https://doi.org/10.1177/0165025414533223

Macmillan R. (2005) The Structure of the Life Course: Classic Issues and Current Controversies. Advances in Life Course Research. Vol. 9. P. 3–24. DOI: https://doi.org/10.1016/S1040-2608(04)09001-X

Pavolini E., Van Lancker W. (2018) The Matthew Effect in Childcare Use: A Matter of Policies or Preferences? Journal of European Public Policy. Vol. 25. No. 6. P. 878–893. DOI: https://doi.org/10.1080/13501763.2017.1401108

Shanahan M.J. (2000) Pathways to Adulthood in Changing Societies: Variability and Mechanisms in Life Course Perspective. Annual Review of Sociology. Vol. 26. No. 1. P. 667–692. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev.soc.26.1.667

Schmidt S. (2020) Midlife Crisis: The Feminist Origins of a Chauvinist Cliche. Chicago: University of Chicago Press.

Staudinger U.M. (2020) The Positive Plasticity of Adult Development: Potential for the 21st Century. American Psychologist. Vol. 75. No. 4. 540–553. DOI: https://doi.org/10.1037/amp0000612

Tiidenberg K. (2017) Visibly Ageing Femininities: Women’s Visual Discourses of Being Over-40 and Over-50 on Instagram. Feminist Media Studies. Vol. 18. No. 1. P. 61–76. DOI: https://doi.org/10.1080/14680777.2018.1409988

Toothman E.L., Barrett A.E. (2011) Mapping Midlife: An Examination of Social Factors Shaping Conceptions of the Timing of Middle Age. Advances in Life Course Research. Vol. 16. No. 3. P. 99–111. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.alcr.2011.08.003

Twigg J. (2004) The Body, Gender, and Age: Feminist Insights in Social Gerontology. Journal of Aging Studies. Vol. 18. No. 1. P. 59–73. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jaging.2003.09.001

Woodward K. (1999) Figuring Age: Women, Bodies, Generations. Bloomington: Indiana University Press.
Статья

Поступила: 13.11.2024

Опубликована: 30.06.2025

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Чернова, Ж. В., & Литвинова, А. И. (2025). «Трудный возраст»: как женщины среднего класса (пере)определяют культурные нормы зрелости. Интеракция. Интервью. Интерпретация, 17(2), 71-91. https://doi.org/10.19181/inter.2025.17.2.4
Раздел
Полевые исследования