Текстильный коллаж как художественный метод работы с индустриальной памятью: анализ проекта «Лучезарный город» Елены Шаргановой

Научная статья
Для цитирования
Гольман Е. А. Текстильный коллаж как художественный метод работы с индустриальной памятью: анализ проекта «Лучезарный город» Елены Шаргановой // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2024. Том 16. № 3. С. 33-48. DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2024.16.3.2 EDN: YEANKF

Аннотация

В статье представлен социологический анализ проекта «Лучезарный город» художницы Елены Шаргановой, посвященного родному городу художницы — Нелидово — и представляющего собой серию текстильных коллажей, сделанных в смешанной технике с использованием фотопечати, цианотипии, машинного шва и ручной вышивки. В основе проведенной концептуализации — интервью с Еленой Шаргановой, анализ архивных материалов города, любезно предоставленных художницей, а также академических исследований, посвященных проблемам памяти и индустриальных городов. Отталкиваясь от интерпретации коллажей как пространств репрезентаций в терминологии Анри Лефевра, отражающих зону переживаемого, в которой образы и символы наполняют физическое пространство и знания о нем, автор показывает, что «Лучезарный город» является художественным размышлением о нереализованных траекториях развития города и — шире — о судьбе малых городов в целом. Выделены три актуальные темы, переосмысляемые в проекте художницы: разочарование в коммунистической идее и ностальгия по прошлому, проблема развития (или вымирания) индустриальных городов, связь коллективной и индивидуальной памяти. Значимость проекта Елены Шаргановой обусловлена как экспериментом с материалами, так и исследовательской позицией художницы, сближающей искусство с актуальной социальной проблематикой.
Ключевые слова:
исследования памяти, индустриальный город, индустриальная память, современное искусство, визуальная социология

Биография автора

Евгения Андреевна Гольман, Независимый исследователь, Москва, Россия
Кандидат социологических наук, независимый исследователь, куратор

Литература

Бойм С. Будущее ностальгии. М.: Новое литературное обозрение, 2019.

Вандышев М.Н., Веселкова Н.В., Прямикова Е.В. Индустриальная память: масштабы и множественность. Е.: Издательство Уральского университета, 2022. EDN: CMCGLL

Веселкова Н.В. Ментальные карты города: вопросы методологии и практика использования // Социология: методология, методы, математическое моделирование (Социология:4М). 2010. № 31. С. 2–29. EDN: MUCUBJ

Веселкова Н., Вандышев М., Прямикова Е. Дискурс природы в молодых городах // Социологическое обозрение. 2016. Т. 15. № 1. С. 112–133. EDN: VUYMCP DOI: https://doi.org/10.17323/1728-192X-2016-1-112-133

Веселкова Н., Прямикова Е., Вандышев М. Моногород: дилеммы конструирования пространства // Топос. № 1. 2011. C. 208–224.

Гунько М.С., Еременко Ю.А., Батунова Е.Ю. Стратегии планирования в условиях городского сжатия в России: исследование малых и средних городов // Мир России. 2020. Т. 29. № 3. C. 121–141. EDN: MSETBH DOI: https://doi.org/10.17323/1811-038X-2020-29-3-121-141

Ермолова А.А. Возрождение пикториализма в современном фотоискусстве // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 1. С. 119–127. EDN: UQKKUI

Лефевр А. Производство пространства. Пер. с фр. И. Стаф. М.: Streike Press, 2015.

Линч К. Образ города. М.: Стройиздат, 1982.

Мещеркина Е.Ю. Фотография из семейного альбома // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2004. Т. 2. № 2–3. С. 95–96. EDN: QBKJUD

Митрофанова Н.Ю. Современное текстильное искусство в поисках новых форм, смыслов и средств выразительности // Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2019. № 1. С. 176–190. EDN: XCBTXJ

Николаева Ж.В. Документирование социальной реальности // Фотография. Изображение. Документ. 2020. № 9. С. 4–5. EDN: PEYIUP

Рождественская Е.Ю., Семенова В.В. Социальная память как объект социологического изучения // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2011. Т. 5. № 6. С. 27–48. EDN: QBKNXB

Симагин Ю.А. Демографические проблемы малых городов России // Россия: Тенденции и перспективы развития. Ежегодник. № 15. М.: ИНИОН РАН, 2020. С. 764–768.

Уильямс Г. Как писать о современном искусстве. М.: Ад Маргинем Пресс, Музей современного искусства «Гараж», 2022.

Хальбвакс М. Коллективная и историческая память // Память о войне 60 лет спустя: Россия, Германия, Европа / Под ред. М. Габовича. М.: Новое литературное обозрение, 2005. С. 16–50.

Цветкова Н.Н. Текстильный арт-объект в искусстве XX — XXI веков // Актуальные проблемы теории и истории искусства. № 8. СПб.: Издательство СПбГУ, 2018. С. 652–660. EDN: WZXPGI DOI: https://doi.org/10.18688/aa188-7-64

Штомпка П. Социальное изменение как травма (статья первая) // Социологические исследования. 2001. № 1. С. 6–16.

Ядов В.А. «Посткоммунистические» трансформации с позиций современных теорий // Россия реформирующаяся / Отв. ред. Л.М. Дробижева. М.: Институт социологии РАН, 2004. С. 346–355. EDN: PBTJOL

Hannula M. (2009) Catch Me If You Can: Chances and Challenges of Artistic Research // Art & Research. No. 2. P. 109–129.
Статья

Поступила: 01.03.2024

Опубликована: 30.09.2024

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Гольман, Е. А. (2024). Текстильный коллаж как художественный метод работы с индустриальной памятью: анализ проекта «Лучезарный город» Елены Шаргановой. Интеракция. Интервью. Интерпретация, 16(3), 33-48. https://doi.org/10.19181/inter.2024.16.3.2
Раздел
Теоретические дискурсы и дискуссии