Оценивание современного искусства в процессе производства, дистрибуции и потребления

Научная статья
  • Алиса Романовна Лопаткова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия arlopatkova@edu.hse.ru
Для цитирования
Лопаткова А. Р. Оценивание современного искусства в процессе производства, дистрибуции и потребления // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2024. Том 16. № 1. С. 28-50. DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2024.16.1.2 EDN: HKCKRZ

Аннотация

В чем арт-сообщество видит ценность современного искусства? Данный вопрос обсуждается на основе 16 интервью с художниками, галеристами, кураторами и коллекционерами. Рынок современного искусства трактуется как «креативная индустрия», которая объединяет акторов, участвующих в производстве, дистрибуции и потреблении предметов искусства. Методология исследования построена на антропологическом подходе Игоря Копытоффа, идеях дискурсивной психологии Рома Харре, системе оценивания в креативной индустрии Ханны Вол и других, согласно которым история перемещений культурных объектов по социальному пространству и сопутствующие им дискурсы являются источником символических значений. Описаны рыночные практики дистрибуции предметов искусства: критерии отбора художников в галереи, юридические аспекты дистрибуции и потребления предметов искусства, неформальные практики покупок, моральные и прагматичные табу на покупку предметов искусства. Реконструированы четыре логики обоснования ценности предметов искусства: коммерческий успех, свидетельство времени, интеллектуальное развитие, эмоциональное переживание. Продемонстрировано, что потребление как коллекционерская практика требует следования правилам «профессионального подхода» для признания в арт-сообществе.
Ключевые слова:
социология оценивания, рынок искусства, культурный капитал, креативные индустрии

Биография автора

Алиса Романовна Лопаткова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
Магистрант, магистерская программа «Комплексный социальный анализ»

Литература

Бердышева Е. Социологи о ценности и цене рыночных товаров // Экономическая социология. 2012. Т. 13. № 3. С. 134–145. EDN: OZFBLD

Вельтус О. Символические значения цены: конструирование ценности современного искусства в галереях Амстердама и Нью-Йорка // Экономическая социология. 2008. Т. 9. № 3. С. 33–59. EDN: OYNZDZ

Зелизер В. Человеческие ценности и рынок: страхование жизни и смерть в Америке XIX века // Экономическая социология. 2010. Т. 11. № 2. С. 54–72.

Канеман Д. Думай медленно… решай быстро. М.: АСТ, 2016.

Копытофф И. Культурная биография вещей: товаризация как процесс // Социология вещей / Под ред. В. Вахштайнм. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006. С. 134–166. EDN: PPNXXN

Страус А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники / Пер. с англ. Т.С. Васильевой. М.: Эдиториал УРСС, 2001.

Харре Р. Материальные объекты в социальных мирах // Социология вещей / Под ред. В. Вахштайнм. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006. С. 118–133. EDN: TMXXIJ

Фархатдинов Н.Г. Искусство как товар: старые и новые исследовательские перспективы // Экономическая социология. 2011. Т. 12. № 3. С. 127–144. EDN: OYTSMH

Beckert J. The Social Order of Markets // Theory and Society. 2009. Vol. 38. № 3. P. 245–269. DOI: http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2464441

Callon M., Muniesa F. Peripheral Vision: Economic Markets as Calculative Collective Devices // Organization Studies. 2005. Vol. 26. № 8. P. 1229–1250. DOI: https://doi.org/10.1177/0170840605056393

Caves R.E. Contracts Between Art and Commerce // The Journal of Economic Perspectives. 2003. Vol. 17. № 2. P. 73–84. DOI: http://dx.doi.org/10.1257/089533003765888430

Hanquinet L. “But is it good?” Why Aesthetic Values Matter in Sociological Accounts of Tastes // Journal of Cultural Analysis and Social Change. 2018. Vol. 3. № 2. P. 1–13. DOI: https://doi.org/10.20897/jcasc/3990

Karpik L. Valuing the Unique: The Economics of Singularities. Princeton: University Press, 2010.

Kompatsiaris P. Curators, Words and Values: the Branding Economies of Curatorial Statements in Art Biennials // Journal of Cultural Economy. 2020. Vol. 13. № 6. P. 758–771. DOI: https://doi.org/10.1080/17530350.2020.1716825

Stewart S. Aesthetics and Time: Sustained and Distracted Modes of Engagement // Cultural Sociology. 2015. Vol. 9. № 2. P. 147–161. DOI: https://doi.org/10.1177/1749975514557549

Stewart S. Evaluative Judgements: Ethics, Aesthetics and “Bad Taste” // The Sociological Review. 2017. Vol. 65. № 1. P. 37–51. DOI: https://doi.org/10.1111/1467-954X.12360

Vogl E.R., Pekrun R., Loderer K. “Epistemic Emotions and Metacognitive Feelings” // Trends and Prospects in Metacognition Research across the Life Span / Ed. by D. Moraitou, P. Metallidou. Cham: Springer, 2021. P. 41–58. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/978-3-030-51673-4_3

Wohl H. Community Sense: The Cohesive Power of Aesthetic Judgment // Sociological Theory. 2015. Vol. 33. № 4. P. 299–326. DOI: https://doi.org/10.1177/0735275115617800

Wohl H. Innovation and Creativity in Creative Industries // Sociology Compass. 2021. Vol. 16. № 2. P. 1–11. DOI: https://doi.org/10.1111/soc4.12956

Wohl H. Creative Visions: Presenting Aesthetic Trajectories in Artistic Careers // Poetics. 2019. Vol. 76. P. 1–13. DOI: https://doi.org/10.1016/j.poetic.2019.03.003

Wohl H. Performing Aesthetic Confidence: How Contemporary Art Collectors Maintain Status // Socio-Economic Review. 2020. Vol. 18. № 1. P. 215–233. DOI: https://doi.org/10.1093/ser/mwz041

Yogev T. The Social Construction of Quality: Status Dynamics in the Market for Contemporary Art // Socio-Economic Review. 2010. Vol. 8. № 3. P. 511–536. DOI: https://doi.org/10.1093/ser/mwp030
Статья

Поступила: 22.01.2024

Опубликована: 29.03.2024

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Лопаткова, А. Р. (2024). Оценивание современного искусства в процессе производства, дистрибуции и потребления. Интеракция. Интервью. Интерпретация, 16(1), 28-50. https://doi.org/10.19181/inter.2024.16.1.2
Раздел
Полевые исследования