Солидарность в музее: практики репрезентации социальных проблем в российских институциях современного искусства
Научная статья
-
Лариса Евгеньевна Петрова
Екатеринбургская академия современного искусства, Екатеринбург, Россия
petrova@eaca.ru
ORCID ID https://orcid.org/0000-0003-2981-916X
Elibrary Author_id 109732Для цитированияПетрова Л. Е. Солидарность в музее: практики репрезентации социальных проблем в российских институциях современного искусства // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2023. Том 15. № 4. С. 56-74. DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2023.15.4.3 EDN: JPPTMR
Аннотация
В 2021 году российские музеи посетили 95,5 млн человек, и это достаточное основание, чтобы рассматривать роль музеев шире, чем просто сбор, хранение и демонстрацию культурного наследия. Являются ли музеи пространством солидарности — репрезентируют ли социальные проблемы, артикулируют ли социальные интересы, критерии общности и различия групп? Особенно важно этот вопрос задать относительно институций современного искусства, которые за последние 30 лет обрели в России свою аудиторию и заслужили репутацию независимых, отказываясь от канонов и привлекая внимания к повседневной жизни. На примере двух частных столичных и одного государственного регионального музея автор анализирует контент экспозиций за 2020-2021 годы. Теоретическая рамка исследования — социальный конструкционизм и постструктурализм. Цель статьи — характеристика форм и степени критичности художественного высказывания на примере деятельности институций современного искусства. Используется авторская типология моделей репрезентации музеями социальных проблем: классическая, критическая и партисипаторная. На основе эмпирических данных об экспозициях трех музеев современного искусства делается вывод о слабой реализации потенциала музеев современного искусства как института солидарности. Данные демонстрируют количественную дифференциацию представленности критических высказываний на выставках разных институций: от трети до половины выставок не имеют критической ориентации, не вовлекают зрителя в обсуждение социальных проблем. Разведывательный характер исследования указывает на необходимость дополнения методики экспертными оценками, а также создания измерительной модели исследования сферы культуры вообще и музея в частности, отражающей степень их участия в актуальных социальных процессах.Ключевые слова:солидарность, музей, современное искусство, артикуляция интересов, репрезентация социальных проблемБиография автора
Лариса Евгеньевна Петрова, Екатеринбургская академия современного искусства, Екатеринбург, РоссияКандидат социологических наук, профессорЛитература
Абрамов Р.Н. Ностальгические аффекты и коммодификация советского: на примере Музея советских игровых автоматов // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2018. Т. 10. № 15. С. 41—54. DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2018.15.3
Антонов А.Ю., Веряев А.А., Костюкова Т.А., Доманский В.А. Трехстадийная модель использования облака тегов и концепт-карт в учебном процессе для работы с англоязычными текстами // Язык и культура. 2017. № 40. С. 122—134. DOI: http://dx.doi.org/10.17223/19996195/40/10
Искусство с 1900 года: модернизм, антимодернизм, постмодернизм / Под ред. Р. Краусс, Х. Фостер, И.-А. Буа, Б.Х.Д. Бухло. М.: Аd Marginem, 2019.
Кенигсберг Е.Я. Проект межрегионального развития в области современного искусства NEMOSKVA как концептуальный ресурсный центр современного искусства // Искусство и культура. 2020. Т. 37. № 1. С. 25—31. EDN: NIHIDR
Киселева А.Э., Муромская А.В. Cancel culture и институт репутации в России // Молодой ученый. 2020. Т. 338. № 48. С. 585—588. EDN: AXBCFE
Максимова А.С. Развитие подходов к изучению музеев в социальных и гуманитарных науках // Журнал социологии и социальной антропологии. 2019. Т. 22. № 2. С. 118—146. DOI: https://doi.org/10.31119/jssa.2019.22.2.5
Малик Ю.С. Искусство в контексте современных теорий социального: критический анализ // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия. 2022. Т. 43. № 1. С. 89—94.
Му Ю. Репрезентация образа Китая в русскоязычных блогах о современном искусстве // Казанская наука. 2022. № 3. С. 78—82. EDN: XQCGLP
Петрова Л.Е. Новая музейная этика: кто выбирает экологию как приоритет организационного развития? // Культура и экология — основы устойчивого развития России. Безальтернативность зеленой стратегии. Е.: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2021. С. 151—158. EDN: KZPVOQ
Петрова Л.Е., Бурлуцкая М.Г. Аудитория современного искусства в крупных городах России: ядро, периферия и перспектива // Мир России. Социология. Этнология. 2020. Т. 29. № 4. С. 171—203. DOI: https://doi.org/10.17323/1811-038X-2020-29-4-171-203 EDN: WWPKVD
Постная Е. Музей истории ГУЛАГа как отражение травматического опыта // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2016. Т. 8. № 12. С. 68—79. EDN: XXVYXP
Рождественская Е., Тартаковская И. Пространство памяти в «Афганском» музее: попытки договориться с прошлым // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2011. Т. 5. № 6. С. 103—117. EDN: QBKNZJ
Руденко Н.И. Инфраструктура, сети, переговоры: производство традиционной культуры в этнографическом музее // Журнал социологии и социальной антропологии. 2014. Т. 17. № 3. С. 134—150. EDN: SWEWWL
Стрельникова А. Памятник без музея, музей без памятника: непростая биография «Рабочего и колхозницы» // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2014. Т. 6. № 8. С. 52—58. EDN: TDOXOL
Тартаковская И., Тарновская Е. «Одной правды нет»: визуализация политики памяти в историческом музее // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2014. Т. 6. № 8. С. 59-72. EDN: TDOXOV
Федосова М.Е., Гасымова А.М., Ляненко А.Г. Медиаобраз скульптуры большая глина №4 как противостояние современного искусства и общественного мнения // Universum: филология и искусствоведение. 2022. Т. 96. № 6. С. 7—12. DOI: https://10.32743/UniPhil.2022.96.6.13908
«Что-то новое и необычное»: аудитория современного искусства в крупных городах России / Под ред. М.Г. Бурлуцкой, Д.А. Костиной, Е.С. Кочуховой. М.; Е.: ООО «Фабрика комиксов», 2018. EDN: YMWQJF
Шмелева Н.В. О критериях современного искусства: культурологический подход // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2022. № 45. С. 172—183. DOI: http://dx.doi.org/10.17223/22220836/45/16
Шуберт К. Удел куратора. Концепция музея от Великой французской революции до наших дней. М.: Гараж, 2016. EDN: URGHXGСтатьяПоступила: 08.11.2022
Опубликована: 29.12.2023
Форматы цитированияДругие форматы цитирования:
APAПетрова, Л. Е. (2023). Солидарность в музее: практики репрезентации социальных проблем в российских институциях современного искусства. Интеракция. Интервью. Интерпретация, 15(4), 56-74. https://doi.org/10.19181/inter.2023.15.4.3РазделПолевые исследованияЭто произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.