Дискурс гендера в представлениях участников образовательных отношений в пространстве петербургской школы
Научная статья
-
Наталья Алексеевна Заиченко
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Санкт-Петербург, Россия
zanat@hse.ru
ORCID ID http://orcid.org/0000-0002-3663-7631
Elibrary Author_id 822133
- Елена Александровна Савельева Школа № 555 "Белогорье", Санкт-Петербург, Россия workbox1983@mail.ru
Для цитированияЗаиченко Н. А., Савельева Е. А. Дискурс гендера в представлениях участников образовательных отношений в пространстве петербургской школы // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2020. Том 12. № 3. С. 50-74. DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2020.12.3.3Аннотация
В статье представлены результаты двухлетнего исследования проблемы гендерной сегрегации в педагогических коллективах школ Санкт-Петербурга. Тема раскрывается через представления всех категорий участников образовательных отношений (учителей, родителей, учеников и руководителей) о наличии/отсутствии данной проблемы. Выявлены некоторые зависимости представлений респондентов о гендерном неравенстве от возраста, пола и типа респондентов. Наиболее «гендерно зависимыми» оказались педагоги старше сорока лет и руководители; учителя-мужчины чаще акцентируют гендерные различия, чем учителя-женщины; старшеклассники не связывают глубину понимания предмета и яркость преподавания с полом учителя; родители старшеклассников при найме репетиторов отдают предпочтение педагогам-мужчинам, а родители детей младшего возраста «дискриминируют» учителей-мужчин и предпочитают учителей женского пола.В целом для педагогических коллективов школьной системы Санкт-Петербурга гендерная сегрегация не является очевидной проблемой, и система образования не проблематизирует гендерное неравенство, традиционно поддерживая разность гендерных ролей.Ключевые слова:дискурс, гендер, гендерная сегрегация, гендерные стереотипы, гендерный дисбаланс, общее образование, учительБиографии авторов
Наталья Алексеевна Заиченко, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Санкт-Петербург, РоссияПрофессор, кандидат педагогических наукЕлена Александровна Савельева, Школа № 555 "Белогорье", Санкт-Петербург, РоссияМагистр государственного и муниципального управления, заместитель директора школы № 555 «Белогорье» г. Санкт-ПетербургаЛитература
Баскакова М.Е. Образование в России: гендерная асимметрия развития и эффективности инвестиций // Гендерное равенство: поиски решения старых проблем. М.: МОТ, 2003. С. 5–26.
Баскакова М.Е., Соболева И.В. Образовательный потенциал российских работодателей: гендерный аспект // Вопросы образования. 2017. № 4. С. 83–103. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2017-4-83-103
Бессуднов А.Р., Малик В.М. Социально-экономическое и гендерное неравенство при выборе образовательной траектории после окончания 9-го класса средней школы // Вопросы образования. 2016. № 1. С. 135–167. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2016-1-135-167
Бурчакова М.А., Хожемпо В.В. Гендерная асимметрия в сфере труда в России // Вестник РУДН. Серия: Экономика. 2015. № 1. С. 28–37.
Воронина О.А. Гендерная культура в России: традиции и новации. М.: ИФ РАН, 2018.
Воронина О.А. Феминизм и гендерное равенство. М.: Едиториал УРСС, 2004.
Гидденс Э., Саттон Ф. Основные понятия в социологии / Пер. с англ. Е. Рождественской, С. Гавриленко; под науч. ред. С. Гавриленко. М.: ИД НИУ ВШЭ, 2019. DOI: https://doi.org/10.17323/978-5-7598-1982-0
Гриненко С.В. Гендерная асимметрия в образовании // Современные научные исследования и инновации. 2014. Т. 3. № 12. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/12/41818 (дата обращения: 02.03.2020).
Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М.: Наука, 1991.
Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Государственное конструирование гендера в советском обществе // Журнал исследований социальной политики. 2003. Т. 1. № 3/4. С. 299–321.
Калабихина И.Е. Гендерный переход и качество жизни // Уровень жизни населения регионов России. 2011а. № 8. С. 42–48.
Калабихина И.Е. Новые подходы к измерению представленности женщин в stem-образовании и stem-занятости в России // Женщина в российском обществе. 2017. № 1. С. 5–16. DOI: https://doi.org/10.21064/winrs.2017.1.1
Калабихина И.Е. Почему важно развивать институты гендерного равенства в России // Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. 2011б. Т. 3. № 1. С. 149–176.
Клецина И.С. Гендерный контекст исследований профессиональной деятельности современных педагогов // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2016. № 18. С. 24–31.
Костикова И.В., Костикова А.А. Специфика философии гендерного образования // Профессиональное образование в современном мире. 2017. Т. 7. № 4. С. 1498–1504. DOI: https://doi.org/10.15372/PEMW20170422
Кулагина Н.В. Гендерная стереотипизация и сегрегация в профессиональной сфере как психологические детерминанты внутриличностных гендерных конфликтов // Конфликтология / nota bene. 2016. № 2. С. 158–162. DOI: https://doi.org/10.7256/2409-8965.2016.2.21377
Мальцева И.О., Нестерова Д.В. Гендерная сегрегация на внутреннем рынке труда: источники и последствия. Препринт WP15/2009/04. М.: ИД ГУ-ВШЭ, 2009.
Мальцева И.О., Рощин С.Ю. Гендерная сегрегация и трудовая мобильность на российском рынке труда. М.: ИД ГУ-ВШЭ, 2007.
Мезенцева Е.Б. Мужчины и женщины в сфере домашнего труда: логика экономической рациональности против логики гендерной идентичности? // Гендерное равенство: поиски решения старых проблем. М.: МОТ, 2003. С. 50–71.
Полтерович В.М. Институциональные ловушки и экономические реформы. 1999. URL: http://mathecon.cemi.rssi.ru/vm_polterovich/files/ep99001.pdf (дата обращения: 14.04.2020).
Серова А. Феминизация образования в контексте проблемы гендерного неравенства // Власть. 2011. № 12. С. 95–98.
Силласте Г.Г. Гендерная асимметрия как фактор карьерного роста женщин // Высшее образование в России. 2004. № 3. С. 122–133.
Скоморохова Н.А. Гендерный подход в педагогической практике // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. Т. 13. № 4. С. 94–97.
Темкина А.А., Роткирх А. Советские гендерные контракты и их трансформация в современной России // Социологические исследования. 2002. № 11. С. 4–15.
Шустова Л.П. Подготовка педагогов к гендерному образованию и воспитанию детей // Современные проблемы науки и образования. 2009. № 2. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=1099 (дата обращения: 13.06.2020).
Ярская-Смирнова Е.Р. Гендерная социализация в системе образования: скрытый учебный план // Личность и свобода. Саратов: Гос. пед. ин., 2001. С. 192–195.
Butler J. Undoing Gender. L.: Routledge, 2004. DOI: https://doi.org/10.4324/9780203499627
Berger P.L., Luckmann T. The Social Construction of Reality. A Treatise on Sociology of Knowledge. L.: Penguin Books, 1966.
Drudy Sh. Gender Balance/Gender Bias: The Teaching Profession and the Impact of Feminization // Gender and Education. 2008. Vol. 20. № 4. P. 309–323. DOI: https://doi.org/10.1080/09540250802190156
Parsons Т. Age and Sex in the Social Structure // Parsons T. Essays in Sociological Theory Pure and Applied. Glencoe, 1949. P. 218–232.
Parsons Т., Bales R. Family, Socialization and Interaction Process. NY: The Free University Press, 1955.
Rutkowski D. et al. The TALIS 2013 Conceptual Framework. URL: https://www.oecd.org/education/school/TALIS%20Conceptual%20Framework_FINAL.pdf (дата обращения: 05.05.2020).СтатьяПоступила: 25.05.2020
Опубликована: 25.09.2020
Форматы цитированияДругие форматы цитирования:
APAЗаиченко, Н. А., & Савельева, Е. А. (2020). Дискурс гендера в представлениях участников образовательных отношений в пространстве петербургской школы. Интеракция. Интервью. Интерпретация, 12(3), 50-74. https://doi.org/10.19181/inter.2020.12.3.3РазделПолевые исследования