Интерпретации цен российскими потребителями: от веры в государство до экономической автономии
-
Елена Сергеевна Бердышева
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
eberdysheva@hse.ru
ORCID ID http://orcid.org/0000-0002-0747-612X
Elibrary Author_id 572815ResearchID F-6824-2015Выражение признательностиВ данной научной работе использованы результаты проекта «Неэкономические источники динамики российских рынков»выполненного в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2020 году.Для цитированияБердышева Е. С. Интерпретации цен российскими потребителями: от веры в государство до экономической автономии // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2020. Том 12. № 1. С. 19-38. DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2020.21.2
Аннотация
В статье на данных глубинных интервью, проведенных в кризисные (2014–2017) и посткризисные (2018–2019) годы и проанализированных в теоретической рамке социологического когнитивизма и новой экономической социологии, реконструируются смысловые логики, посредством которых российские потребители интерпретируют денежные цены. Формулируется гипотеза о том, что в рыночном обществе реакции на цены сопряжены с идентичностью индивида и его восприятием степени их легитимности. В начале работы концептуализируется социокультурная и политическая укорененность концепта «восприятие цены», связь его с идентичностью, а также описывается дизайн полевого исследования, выполненного в методологии обоснованной теории. В дальнейшем на основе анализа 63 нарративов конструируются четыре логики интерпретации рыночных цен с позиции потребителя: моральная, демонстративная, рыночной справедливости и рачительности. Отдельное внимание уделяется конкуренции между этими логиками, а также затруднениям, с которыми сталкиваются российские потребители, пытаясь освоить более зрелую с точки зрения грамматики рыночных цен идентичность, соответствующую посткризисной экономике рачительности, индивидуальной ответственности и устойчивости.Ключевые слова:экономическая культура, идентичность, ценности, кризис, политика цен, осознанное потребление, бережливостьБиография автора
Елена Сергеевна Бердышева, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, РоссияКандидат социологических наук, доцент, старший научный сотрудникЛитература
Вельтус О. Символические значения цены: конструирование ценности современного искусства в галереях Амстердама и Нью-Йорка // Экономическая социология. 2008. Т. 9. № 3. С. 33–59. DOI: https://doi.org/10.17323/1726-3247-2008-3-33-59
Зубаревич Н.В. Кризисы в пост-советской России: региональное измерение // Региональные исследования. 2015. № 1. С. 23–31.
Ушакин С. Количественный стиль: потребление в условиях символического дефицита // Социологический журнал. 1999. № 3/4. С. 187–214.
Bargh J.A. The Automaticity of Everyday Life // The Automaticity of Everyday Life: Advances in Social Cognition / Ed. by R.S. Wyer, Jr. Vol. 10. Mahwah, NJ: Erlbaum, 1997. P. 1–61.
Berger P., Luckmann T. The Social Construction of Reality: a Treatise in the Sociology of Knowledge. Garden City, NY: Anchor Books, 1966.
Boom W.H. Price Intransparency, Consumer Decision Making and European Consumer Law // Journal of Consumer Policy. 2011. № 34. P. 359–376. DOI: https://doi.org/10.1007/s10603-011-9163-8
Clark R.A., Goldsmith R.E., Goldsmith E.B. Market Mavenism and Consumer Self-Confidence // Journal of Consumer Behaviour. 2008. Vol. 7. № 3. P. 239–248. DOI: https://doi.org/10.1002/cb.248
DiMaggio P. Culture and Cognition // Annual Review of Sociology. 1997. № 23. P. 263–287. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev.soc.23.1.263
Dubuisson-Queiller S. From Qualities to Value: Demand Shaping and Market Control in Mass Consumption Markets // Constructing Quality: The Classification of Goods in Markets / Ed. by J. Beckert, Ch. Musselin. Oxford University Press, 2013. P. 246–267. DOI: https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199677573.003.0011
Friedland R. Divine Institution: Max Weber’s Value Spheres and Institutional Theory. 2012. URL: https://www.academia.edu/6713873/Divine_Institution_Max_Weber_s_Value_Spheres_and_Institutional_Theory (дата обращения: 03.01.2020)
Forsberg P. Testing Prices in Markets. How to Charter a Tanker // Ethography. 2009. Vol. 10. №. 3. P. 265−290. DOI: https://doi.org/10.1177/1466138109339111
Guest G., Bunce A., Johnson L. How Many Interviews Are Enough? An Experiment with Data Saturation and Variability // Field Methods. 2006. № 18. P. 59–82. DOI: https://doi.org/10.1177/1525822x05279903
Lichtenstein D. R., Ridgway N.M., Netemeyer R. Price Perceptions and Consumer Shopping Behavior: a Field Study // Journal of Marketing Research. 1993. Vol. 30. № 2. P. 234–245. DOI: https://doi.org/10.1177/002224379303000208
Mahalingam R. Essentialism, Power, and the Representation of Social Categories: a Folk Sociology Perspective // Human Development. 2007. № 50. P. 300–319. DOI: https://doi.org/10.1159/000109832
Slater D. Capturing Market from the Economists // Cultural Economy: Cultural Analysis and Commercial Life / Ed. by P. Du, M. Gay, L. Pryke. Thousand Oaks: Sage Publications, 2002. P. 59–77. DOI: https://doi.org/10.4135/9781446218440.n4
Stryker S. Identity Theory: Developments and Extensions // Self and Identity: Psychosocial Perspectives / Ed. by K. Yardley, T. Honess. NY: Wiley, 1987. P. 89–103.
Swidler A. Culture in Action: Symbols and Strategies // American Sociological Review. 1986. № 51. P. 273–286. DOI: https://doi.org/10.2307/2095521
Thomson S.B. Sample Size and Grounded Theory // JOAAG. 2011. № 5. P. 45–52.
Velthuis O. Talking Prices: Symbolic Meanings of Prices on the Market for Contemporary Art. Princeton: Princeton University Press, 2005.
Wherry F.F. The Social Characterizations of Price: the Fool, the Faithful, the Frivolous, and the Frugal // Sociological Theory. 2008. Vol. 26. № 4. P. 363–379. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1467-9558.2008.00334.x
Zerubavel E. Social Mindscapes: An Invitation to Cognitive Sociology. Cambridge: Harvard University Press, 1997.СтатьяПоступила: 13.03.2020
Форматы цитированияДругие форматы цитирования:
APAБердышева, Е. С. (2020). Интерпретации цен российскими потребителями: от веры в государство до экономической автономии. Интеракция. Интервью. Интерпретация, 12(1), 19-38. https://doi.org/10.19181/inter.2020.21.2РазделПолевые исследования