Увидеть невидимое: в поисках локальной идентичности района Ясенево в Москве

Сурайа Аматовна Аларушкина, Андрей Андреевич Борисов, Анна Александровна Воронина, Полина Игоревна Гладун, Евгений Леонидович Гришунов, Саида Гумаровна Зиатдинова, Мария Гияевна Квеладзе, Денис Николаевич Кирюхин, Иван Игоревич Митин, Александр Александрович Михайлов, Варвара Александровна Молодцова, Алсу Хайсяровна Фатехова

Ссылка при цитировании


Аларушкина С. А., Борисов А. А., Воронина А. А., Гладун П. И., Гришунов Е. Л., Зиатдинова С. Г., Квеладзе М. Г., Кирюхин Д. Н., Митин И. И., Михайлов А. А., Молодцова В. А., Фатехова А. Х. Увидеть невидимое: в поисках локальной идентичности района Ясенево в Москве / // Интеракция. Интервью. Интерпретация, 2019. Том. 11. № 20. C. 133-163. DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2019.20.7.

Аннотация


В статье представлены результаты комплексного культурно-географического исследования района Ясенево в Москве, которое было посвящено изучению пространственных репрезентаций этого городского района. В методическом отношении проект базируется на сочетании подходов и приемов градостроительного анализа, статистического метода «регионального синдрома», анализа историко-краеведческой литературы и художественных текстов, а также на материалах эмпирического исследования, включающего в себя серию полуструктурированных интервью с жителями района. Полученные данные подверглись аналитической визуализации при помощи одной из методик ментального картографирования (образно-географические карты). По итогам исследования особенности Ясенева, составляющие основания его локальной идентичности, представлены в таких категориях, как обособленный и компактный район, отделенный от остального города зелеными массивами и выделяющийся особым архитектурно-планировочным решением советского модернизма с характерными полукруглыми улицами и домами, просторными проспектами и «зеленью» внутри обособленных уютных микрорайонов-«штатов». Обнаружено, что Ясенево в восприятии жителей обладает ментальной «молодостью», парадоксально сосуществующей с историческим наследием сохранившихся и разрушенных дворянских усадеб и упомянутого модернистского проекта. Выявленные категории могут использоваться для развития потенциального органического (основанного на идентичности) брендинга территории.


Ключевые слова


локальная идентичность; уникальность; территориальная идентичность; спальный район; брендинг территорий; культурная география; Москва; Ясенево

Полный текст:

PDF

Литература


Баранский Н.Н. О связи явлений в экономической географии // Избранные труды: Становление советской экономической географии / Под ред. В.А. Анучина и др. М.: Мысль, 1980. С. 160–172.

Белопольский Я., Громченко К. Ясенево. Планировка и застройка нового крупного жилого района // Строительство и архитектура Москвы. 1972. № 10. С. 10–13.

Вандышев М.Н., Веселкова Н.В., Прямикова Е.В. Места памяти и символический капитал территорий в ментальных картах горожан // Журнал социологии и социальной антропологии. 2013. Т. 16. № 3. С. 101–111.

Ваньке А.В., Полухина Е.В. Территориальная идентичность в индустриальных районах: культурные практики заводских рабочих и деятелей современного искусства // Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2018. Т. 3. № 10. С. 4–34. DOI: https://doi.org/10.25285/2078-1938-2018-10-3-4-34

Веселкова Н.В., Прямикова Е.В., Вандышев М.Н. Места памяти в молодых городах. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016.

Дружинин А.Г., Стрелецкий В.Н. «Культурная составляющая» общественной географии в современной России: генезис, особенности и приоритетные направления развития // Известия РАН. Сер. геогр. 2015. № 1. С. 5–20.

Замятин Д.Н. Образно-географическая карта (карта географических образов) [Материалы к словарю гуманитарной географии] // Гуманитарная география: Научный и культурно-просветительский альманах. Вып. 4 / Отв. ред. и сост. Д.Н. Замятин. М.: Институт Наследия, 2007. С. 322–325.

Замятин Д.Н. Геокультурный брендинг территории: концептуальные основы // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2013. № 5. С. 11–23.

Замятина Н.Ю., Митин И.И. Гуманитарная география // Большая Российская энциклопедия. Т. 8. М.: Большая Российская энциклопедия, 2007. С. 151.

Ионов И.Н. Ясенево. М.: Б.и., 1982.

Каганский В.Л., Новиков А.В. Новый метод выделения существенных признаков для разработки региональных классификаций // Известия АН СССР. Сер. геогр. 1989. № 1. С. 112–119.

Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. 3. СПб., 1816.

Коробко М.Ю. Москва усадебная: Путеводитель. М.: АНО ИЦ Москвоведение; Московские учебники, 2005.

Коробко М.Ю. Усадьба Ясенево: Историко-краеведческий очерк // Московский журнал. 2013. № 3 (267). С. 63–86.

Коробко М.Ю. Усадьба Ясенево. М.: ИД Вече, 2014.

Кучкин В.А. Сколько сохранилось духовных грамот Ивана Калиты? // Источниковедение отечественной истории: Сб. ст. / Гл. ред. В.А. Кучкин. М.: Наука, 1989. С. 206–225.

Лебедева Н.А., Митин И.И. От города к экзополису? Городской культурный ландшафт в гуманитарной и критической географии // Человек: Образ и сущность. Гуманитарные аспекты. 2019. № 1 (36). С. 197–220.

Митин И.И. Методика комплексной культурно-географической характеристики территории: Дисс. … канд. геогр. наук. М.: Географический ф-т МГУ им. М.В. Ломоносова, 2007.

Митин И.И. Культурная география в СССР и постсоветской России: история (вос)становления и факторы самобытности // Международный журнал исследований культуры. 2011а. № 4 (5). С. 19–25.

Митин И.И. На пути к воображаемой географии: два поворота, три пространства // Топос. 2011б. № 1. С. 62–73.

Митин И.И. Гуманитарная география: Проблемы терминологии и (само)идентификации в российском и международном контекстах // Культурная и гуманитарная география. 2012. Т. 1. № 1. С. 1–10.

Митин И.И. Ментальные карты города: история понятия и разнообразие подходов // Городские исследования и практики. 2017. Т. 2. № 3. С. 64–79. DOI: https://doi.org/10.17323/usp23201764-79

Млечко Л.Е. «Символический капитал» города Волгограда в анализе территориальной идентичности // Форум: гуманитарные и экономические науки. 2015. № 2 (5). С. 51–60.

Нагибин Ю.М. Дневник. М.: Книжный сад, 1996.

Регионы и города России: Атлас ментальных карт / Науч. ред. В.Н. Калуцков, И.И. Митин; авт.: Л.Б. Вампилова В.Н. Калуцков, В.М. Матасов, И.И. Митин. М.: Б.и., 2018.

Слаповский А.И. 100 лет спустя. Письма нерожденному сыну [Окончание] // Волга. 2009. № 3. URL: https://magazines.gorky.media/volga/2009/3/100-let-spustya.html (дата обращения 05.11.2019)

Социальное пространство современного города / Под ред. Г.Б. Кораблевой, А.В. Меренкова. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015.

Федотова Н.Г., Васильева Н.Ю. Символический капитал Великого Новгорода в дискурсе социальных медиа // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2017. № 2 (24). С. 119–127.

Cresswell T. Place: An Introduction. 2nd ed. Malden, Oxford: John Wiley & Sons Ltd., 2015.

Ehrkamp P. Identity, Geography and // SAGE Encyclopedia of Geography / Ed. by B. Warf. Thousand Oaks, L., New Delhi, Singapore: SAGE, 2010. URL: http://sk.sagepub.com/reference/geography/n608.xml (дата обращения: 01.11.2019). DOI: http://dx.doi.org/10.4135/9781412939591.n608

Entrikin J.N. The Betweenness of Place. Towards a Geography of Modernity. Houndmills, L.: MacMillan Education Ltd., 1991. DOI: https://doi.org/10.1007/978-1-349-21086-2

Hart J.F. The Highest Form of the Geographer’s Art // Annals of the Association of American Geographers. 1982. Vol. 72. № 1. P. 1–29. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1467-8306.1982.tb01380.x

Jarratt D., Phelan K., Wain D., Jale S. Developing a Sense of Place: Toolkit: Identifying Destination Uniqueness // Tourism and Hospitality Research. 2019. Vol. 19. № 4. P. 408–421. DOI: https://doi.org/10.1177/1467358418768678

Jeans D.N. Some Literary Examples of Humanistic Descriptions of Place // Australian geographer. 1979. Vol. 14. № 4. P. 207–214. DOI: https://doi.org/10.1080/00049187908702764

Kavaratzis M., Ashworth G. Place Branding: Where Do We Stand // Towards Effective Place Brand Management / Ed. by G. Ashworth, M. Kavaratzis. Cheltenham, Northampton: Edward Elgar, 2010. P. 1–14. DOI: https://doi.org/10.4337/9781849806398.00007

Kavaratzis M., Hatch M.J. The Dynamics of Place Brands: An Identity-Based Approach to Place Branding Theory // Marketing Theory. 2013. Vol. 13 (1). P. 69–86. DOI: https://doi.org/10.1177/1470593112467268

Mitin I. Constructing Urban Cultural Landscapes & Living in the Palimpsests: A Case of Moscow City (Russia) Distant Residential Areas // BELGEO. 2018. № 4. P. 1–15. DOI: https://doi.org/10.4000/belgeo.28126

Paterson J.H. Writing regional Geography: Problems and Progress in the Anglo-American Realm // Progress in Geography. 1974. Vol. 6. P. 1–26.

Relph E. Place and Placelessness. L.: Pion Limited, 1976.

Southworth M., Ruggeri D. Beyond Placelessness: Place Identity and the Global City // Companion to Urban Design / Ed. by T. Banerjee, A. Loukaitou-Sideris. L.,NY: Routledge, 2011. P. 511–525. DOI: https://doi.org/10.4324/9780203844434.ch37

Strelnikova A. Old and New Residents of Former Industrial Neighborhood: Differences and Identities / NRU Higher School of Economics. Series SOC “Sociology”. 2018. № WP BRP 84/SOC/2018. DOI: https://doi.org/10.2139/ssrn.3301264

Ter-Ghazaryan D.K. “Civilizing the City Center”: Symbolic Spaces and Narratives of the Nation in Yerevan’s Post-Soviet Landscape // Nationalities Papers. 2013. Vol. 41. № 4. P. 570–589. DOI: https://doi.org/10.1080/00905992.2013.802766

Tuan Y.-F. Space and Place: Humanistic Perspective // Progress in Geography. 1974. Vol. 6. P. 211–252.

Tuan Y.-F. Space and Place. The Perspective of Experience. 9th ed. Minneapolis, L.: University of Minnesota Press, 2002.

Warnaby G., Medway D. What about the ‘Place’ in Place Marketing? // Marketing Theory. 2013. Vol. 13 (3). P. 345–363. DOI: https://doi.org/10.1177/1470593113492992




DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2019.20.7

Ссылки

  • Ссылки не определены.


Использование материалов журнала регулируется лицензией CC BY (свободное использование с указанием автора и первоисточника)

Лицензия Creative Commons