«Следуя устойчивой моде»: изучение практик финских дизайнеров одежды с помощью исследовательского фильма
Для цитирования
Морозова Д., Гурова О. «Следуя устойчивой моде»: изучение практик финских дизайнеров одежды с помощью исследовательского фильма // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2017. Том 9. № 14. С. 72-84.
Аннотация
В данной статье рассматривается, каким образом фильм может быть использован в качестве тактики сбора данных и формы презентации результатов социологического исследования, нацеленного на изучение социальной группы представителей малого бизнеса креативного направления (дизайнеров одежды). Под «исследовательским фильмом» понимается фильм, построенный на принципах научного (социологического) исследования и подразумевающий участвующее наблюдение с видеофиксацией происходящего и последующим монтажом и анализом материалов. На примере опыта работы над исследовательским фильмом “Take it slow! Sustainable fashion for local community in Kallio, Helsinki” поэтапно анализируются процедуры работы над фильмом, включая подготовку, съемки и монтаж. Особое внимание уделяется процессу монтажа: на конкретных примерах показывается, каким образом при помощи сочетаний закадрового комментария, картинки и музыки выстраивается аргументация участников. Авторы обсуждают трудности, с которыми они столкнулись во время работы над исследовательским фильмом, в том числе вторжение в личное пространство интервьюируемых, вопрос анонимности и поиск площадок для показа фильма. Авторы демонстрируют, какие дополнительные возможности дает тактика исследовательского фильма для изучения социально-профессиональных групп.
Ключевые слова:
визуальные методы в социальных науках, исследовательский фильм, устойчивая мода, дизайнеры одежды, Финляндия
Литература
Ковалев Е. Ж, Штейнберг И. Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М.: Логос, 1999.
Семенова В. В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Добросвет, 1998.
Aakko M., Koskennurmi-Sivonen R. Designing sustainable fashion: Possibilities and challenges // Research Journal of Textile and Apparel. 2013. N 17 (1). P. 13–22.
Arvidsson A, Malossi G. and Naro S. Passionate work? Labour conditions in the Milan fashion industry // Journal for Cultural Research. 2010. N14 (3). P. 295–309.
Aus R. From trash to trend: Using upcycling in fashion design // Doctoral Thesis, Estonian Academy of Arts. 2011. URL: https://dl.dropboxusercontent.com/u/3476076/Reet_Aus_doctoral_thesis.pdf (дата обращения: 18.10.2017)
Belk R. W., Kozinets R. V. Introduction to the Resonant Representations Issue of Consumption, Markets and Culture // Consumption, Markets and Culture. 2005. N 8 (3). P. 195–203.
Braun V., Clarke V. Using thematic analysis in psychology // Qualitative Research in Psychology. 2006. N 3. P. 77–101.
Crewe L. Tailoring and tweed: Mapping the spaces of “slow fashion” // Fashion Cultures Revisited / Ed. by S. Bruzzi and P. C. Gibson. London; New York: Routledge, 2013. P. 201–214.
De Valck K., Rokka J., Hietanen J. Videography in Consumer Research: Visions for a Method on the Rise // Finanza, Marketing & Produzione. 2006. N XXVII (4). P. 81–100.
Elzenbaumer B., Giuliani C. Designers’ inquiry: Mapping the socio-economic conditions of designers in Italy // Ephemera: Theory and Politics in Organization. 2014. N 14 (3). P. 451–459.
Fletcher K. Sustainable Fashion and Textiles. London; New York: Routledge, 2014.
Gibbs, G. R., Friese, S., Mangabeira, W. C. The use of new technology in qualitative research. Introduction to Issue 3 (2) of FQS, Forum Qualitative Sozialforschung // Forum: Qualitative Social Research, 2002. N 3 (2). URL http://www.qualitative-research.net/fqs-texte/2-02/2-02hrsg-e.htm (дата обращения: 18.10.2017).
Gurova O., Morozova D. A critical approach to sustainable fashion: Practices of clothing designers in the Kallio neighbourhood of Helsinki // Journal of Consumer Culture. 2016. Published online before print: doi:10.1177/1469540516668227 (дата обращения: 18.10.2017).
Hazel C. Slow + Fashion – an Oxymoron – or the Promise for the Future? // Fashion Theory. 2008. N 12 (4). P. 427–446.
Hethorn J., and Ulasewicz C. Introduction // Sustainable Fashion: Why Now? A Conversation about Issues, Practices, and Possibilities / Ed. by J. Hethorn and C. Ulasewicz. New York: Fairchild Books, Inc., 2008. P. 13–22.
Israel B., Schulz M., Parker A., Becker A. Community-based Participatory Research: Policy Recommendations for Promoting a Partnership Approach in Health Research // Education for Health. 2001. N 14 (2). P. 182–197.
Kanstrup A. M. Picture the practice – Using photography to explore use of technology within teachers’ work practices, Forum Qualitative Sozialforschung // Forum: Qualitative Social Research. 2002. N 3 (2).
Murray R. Zero Waste. London: Greenpeace Environmental Trust, 2002.
Loizos P. Innovation in ethnographic film: From innocence to self-consciousness: 1955–1985. Chicago: The University of Chicago Press, 1993.
Lunch N. and Lunch C. Insights into Participatory Video – a Handbook for the Field. Oxford: Insights, 2006.
McRobbie A. Fashion matters Berlin: city-spaces, women’s working lives, new social enterprise? // Cultural Studies. 2013. N 27 (6). P. 982–1010.
Pink S. Doing Visual Ethnography. Images, Media and Representation in Research. Sage: London, 2007.
McRobbie A. Be Creative: Making a Living in the New Culture Industry. Polity press, 2015.
Root R. A. Letter from the editor // Fashion Theory. 2008. N 12 (4). P. 419–426.
Shaw, J., Robertson C. Participatory Video: A Practical Guide to Using Video Creatively in Group Development Work. London: Routledge, 1997.
Shrum W., Duque R., Brown T. Digital Video as Research Practice: Methodology for the Millennium // Journal of Research Practice. 2005. URL: http://jrp.icaap.org/index.php/jrp/article/view/6/12 (дата обращения: 18.10.2017).
Stiegman, M., Pictou S. How do you say Netuklimuk in English? Using documentary video to capture Bear River First Nation’s learning through action // Learning from the ground up: global perspectives on social movements and knowledge production / Ed. A. Choudry and D. Kapoor. New York: Palgrave Macmillan, 2010.
Sunderland P.L. Entering entertainment: creating consumer documentaries for corporate clients // Handbook of Qualitative Research Methods in Marketing / Ed. Belk R.W. Cheltenham: Edward Elgar Publishing Limited, 2006.
Weinberg T. Making (in) Brooklyn: The production of textile, meaning and social change. / Textile society of America symposium proceedings. 2012. Paper 755. URL: http://digitalcommons.unl.edu/cgi/viewcontent.cgi?article¼1754&context¼tsaconf (дата обращения: 18.10.2017)
Семенова В. В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Добросвет, 1998.
Aakko M., Koskennurmi-Sivonen R. Designing sustainable fashion: Possibilities and challenges // Research Journal of Textile and Apparel. 2013. N 17 (1). P. 13–22.
Arvidsson A, Malossi G. and Naro S. Passionate work? Labour conditions in the Milan fashion industry // Journal for Cultural Research. 2010. N14 (3). P. 295–309.
Aus R. From trash to trend: Using upcycling in fashion design // Doctoral Thesis, Estonian Academy of Arts. 2011. URL: https://dl.dropboxusercontent.com/u/3476076/Reet_Aus_doctoral_thesis.pdf (дата обращения: 18.10.2017)
Belk R. W., Kozinets R. V. Introduction to the Resonant Representations Issue of Consumption, Markets and Culture // Consumption, Markets and Culture. 2005. N 8 (3). P. 195–203.
Braun V., Clarke V. Using thematic analysis in psychology // Qualitative Research in Psychology. 2006. N 3. P. 77–101.
Crewe L. Tailoring and tweed: Mapping the spaces of “slow fashion” // Fashion Cultures Revisited / Ed. by S. Bruzzi and P. C. Gibson. London; New York: Routledge, 2013. P. 201–214.
De Valck K., Rokka J., Hietanen J. Videography in Consumer Research: Visions for a Method on the Rise // Finanza, Marketing & Produzione. 2006. N XXVII (4). P. 81–100.
Elzenbaumer B., Giuliani C. Designers’ inquiry: Mapping the socio-economic conditions of designers in Italy // Ephemera: Theory and Politics in Organization. 2014. N 14 (3). P. 451–459.
Fletcher K. Sustainable Fashion and Textiles. London; New York: Routledge, 2014.
Gibbs, G. R., Friese, S., Mangabeira, W. C. The use of new technology in qualitative research. Introduction to Issue 3 (2) of FQS, Forum Qualitative Sozialforschung // Forum: Qualitative Social Research, 2002. N 3 (2). URL http://www.qualitative-research.net/fqs-texte/2-02/2-02hrsg-e.htm (дата обращения: 18.10.2017).
Gurova O., Morozova D. A critical approach to sustainable fashion: Practices of clothing designers in the Kallio neighbourhood of Helsinki // Journal of Consumer Culture. 2016. Published online before print: doi:10.1177/1469540516668227 (дата обращения: 18.10.2017).
Hazel C. Slow + Fashion – an Oxymoron – or the Promise for the Future? // Fashion Theory. 2008. N 12 (4). P. 427–446.
Hethorn J., and Ulasewicz C. Introduction // Sustainable Fashion: Why Now? A Conversation about Issues, Practices, and Possibilities / Ed. by J. Hethorn and C. Ulasewicz. New York: Fairchild Books, Inc., 2008. P. 13–22.
Israel B., Schulz M., Parker A., Becker A. Community-based Participatory Research: Policy Recommendations for Promoting a Partnership Approach in Health Research // Education for Health. 2001. N 14 (2). P. 182–197.
Kanstrup A. M. Picture the practice – Using photography to explore use of technology within teachers’ work practices, Forum Qualitative Sozialforschung // Forum: Qualitative Social Research. 2002. N 3 (2).
Murray R. Zero Waste. London: Greenpeace Environmental Trust, 2002.
Loizos P. Innovation in ethnographic film: From innocence to self-consciousness: 1955–1985. Chicago: The University of Chicago Press, 1993.
Lunch N. and Lunch C. Insights into Participatory Video – a Handbook for the Field. Oxford: Insights, 2006.
McRobbie A. Fashion matters Berlin: city-spaces, women’s working lives, new social enterprise? // Cultural Studies. 2013. N 27 (6). P. 982–1010.
Pink S. Doing Visual Ethnography. Images, Media and Representation in Research. Sage: London, 2007.
McRobbie A. Be Creative: Making a Living in the New Culture Industry. Polity press, 2015.
Root R. A. Letter from the editor // Fashion Theory. 2008. N 12 (4). P. 419–426.
Shaw, J., Robertson C. Participatory Video: A Practical Guide to Using Video Creatively in Group Development Work. London: Routledge, 1997.
Shrum W., Duque R., Brown T. Digital Video as Research Practice: Methodology for the Millennium // Journal of Research Practice. 2005. URL: http://jrp.icaap.org/index.php/jrp/article/view/6/12 (дата обращения: 18.10.2017).
Stiegman, M., Pictou S. How do you say Netuklimuk in English? Using documentary video to capture Bear River First Nation’s learning through action // Learning from the ground up: global perspectives on social movements and knowledge production / Ed. A. Choudry and D. Kapoor. New York: Palgrave Macmillan, 2010.
Sunderland P.L. Entering entertainment: creating consumer documentaries for corporate clients // Handbook of Qualitative Research Methods in Marketing / Ed. Belk R.W. Cheltenham: Edward Elgar Publishing Limited, 2006.
Weinberg T. Making (in) Brooklyn: The production of textile, meaning and social change. / Textile society of America symposium proceedings. 2012. Paper 755. URL: http://digitalcommons.unl.edu/cgi/viewcontent.cgi?article¼1754&context¼tsaconf (дата обращения: 18.10.2017)
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Морозова, Д., & Гурова, О. (2017). «Следуя устойчивой моде»: изучение практик финских дизайнеров одежды с помощью исследовательского фильма. Интеракция. Интервью. Интерпретация, 9(14), 72-84. извлечено от https://inter-fnisc.ru/index.php/inter/article/view/5510
Выпуск
Раздел
Исследовательские дискурсы: профессиональный труд, занятость, этнография