Изучение социальных сетей в перспективе поколений

  • Ирина Александровна Чудова Новосибирский национальный исследовательский государственный Университет (НГУ), Новосибирск dauza@mail.ru
  • Анастасия Владимировна Пироцкая Новосибирский национальный исследовательский государственный Университет (НГУ), Новосибирск a.pirotskaya@mail.ru
Для цитирования
Чудова И. А., Пироцкая А. В. Изучение социальных сетей в перспективе поколений // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2017. Том 9. № 14. С. 62-71.

Аннотация

В данной статье рассматриваются различные подходы к изучению поколений в интернете, производится концептуальное объединение этих подходов. В качестве элементов концепции были использованы различение «цифровых аборигенов» и «цифровых иммигрантов» М. Пренски, теоретические воззрения на проблему поколений К. Мангейма, типология культур М. Мид, а также вариант типологии поколений интернет-пользователей А. Царевой. Объединение указанных концептуальных идей позволило дополнить и уточнить понятия «цифровых аборигенов» и «цифровых иммигрантов» применительно к практикам пользования социальными сетями; описаны типы и проявления «аборигенности» и «иммигрантности» в социальных сетях на примере ВКонтакте.В качестве интерпретации материалов проведенного исследования в статье описаны варианты восприятия социальных сетей самими пользователями с помощью метафор. Выявлено, что для поколения «цифровых иммигрантов» характерно инструментальное понимание социальных сетей – как средства общения и самореализации. Метафоры «цифровых аборигенов», напротив, характеризуются абстрагированной трактовкой социальных сетей, прослеживается достаточно отвлеченное от повседневности восприятие.В статье выделен отдельный субтип «цифровых аборигенов», условно названный авторами «хозяева соцсетей». Данный субтип отличается стремлением задавать и контролировать соблюдение норм поведения в социальных сетях.
Ключевые слова:
интернет, социальные сети, поколения, опыт интернет-коммуникации, цифровые аборигены, цифровые иммигранты, ВКонтакте

Биографии авторов

Ирина Александровна Чудова, Новосибирский национальный исследовательский государственный Университет (НГУ), Новосибирск
Кандидат социологических наук, доцент кафедры общей социологии НГУ
Анастасия Владимировна Пироцкая, Новосибирский национальный исследовательский государственный Университет (НГУ), Новосибирск
Кандидат социологических наук, ассистент кафедры общей социологии НГУ

Литература

Гурова И. М., Евдокимова С. Ш. Теория поколений как инструмент анализа, формирования и развития трудового потенциала // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2016. № 7. C. 150–159.



Дети в информационном обществе. Под. ред. Г. Солдатовой. 2014. № 15. URL: http://detionline.com/assets/files/journal/14/10_15.pdf (дата обращения: 02.03.2017)



Мангейм К. Очерки социологии знания: Теория познания. Мировоззрение. Историзм / Сост. Е. Я. Додин. М.: ИНИОН РАН, 1998. 249 с.



Мид М. Культура и мир детства / Пep. с англ. Ю. А. Асеева. М.: Наука, 1988. 430 с. URL: http://www.hse.ru/data/2010/09/05/1221469385/MeadM_TypeCult.doc (дата обращения: 24.10.2016)



Царева А. В. Человек в сети: смена веб-поколений // Журнал социологии и социальной антропологии. 2012. Т. ХV. № 5 (64). C. 36–54. URL: http://3.intrasoc.z8.ru/sites/all/files/volumes/2012_5/Tsareva_2012_5.pdf (дата обращения: 20.10.2017)



Digital Day, или медиапотребление «цифровых аборигенов». Результаты социологического исследования. Аналитический центр Vi и ГФК, 2012. URL: https://studydoc.ru/doc/5097438/the-digital-day (дата обращения: 21.11.2016)



Nye D. E. From Utopia to "Real-topia" – Inventing the Inevitable // European Contributions to American Studies. 2004. Т. 51. P. 161–172.



Prensky M. Digital Natives, Digital Immigrants. Part 1 // On the Horizon. Vol. 9. No. 5. October 2001. Issue: 5. P. 1–6. URL: http://www.emeraldinsight.com/doi/pdfplus/10.1108/10748120110424816 (дата обращения: 03.10.2016)



Turkle Sh. The Second Self: Computers and the Human Spirit. Cambridge, Massachusetts London, England: The MIT Press. 2005. 387 p.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Чудова, И. А., & Пироцкая, А. В. (2017). Изучение социальных сетей в перспективе поколений. Интеракция. Интервью. Интерпретация, 9(14), 62-71. извлечено от https://inter-fnisc.ru/index.php/inter/article/view/5509
Раздел
Исследовательские дискурсы: профессиональный труд, занятость, этнография