Восприятие видеоблогов и потребительское поведение (на примере бьюти-блогов)

  • Яна Александровна Багина Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» yana.bagina@yandex.ru
  • Анастасия Ивановна Кочервей Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» anastasiya.2295@yandex.ru
  • Светлана Кареновна Нарьян Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» svknaryan@gmail.com
Для цитирования
Багина Я. А., Кочервей А. И., Нарьян С. К. Восприятие видеоблогов и потребительское поведение (на примере бьюти-блогов) // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2017. Том 9. № 13. С. 96-107.

Аннотация

Данная работа посвящена изучению феномена видеоблогов в сети Интернет на примере бьюти-блогов. Бьюти-блог — это видеоблог (интерактивный интернет-дневник), посвященный тематике красоты, где автор выкладывает регулярные видеозаписи самого себя, выступая в роли рассказчика по тому или иному вопросу в рамках темы блога, а пользователи имеют возможность просматривать и комментировать эти видеозаписи. Фокус статьи нацелен на рассмотрение специфики влияния бьюти-блогов на потребительские практики пользователей. Опираясь на проведенные полуструктурированныеинтервью с пользовательницами бьюти-блогов, авторы анализируют смыслы, вкладываемые аудиторией в просмотр бьюти-блогов, описывают особенности следования советам, которые они получают из этого источника информации, причины просмотра бьюти-блогов, основания доверия бьюти-блогерам и их информации. С одной стороны, основаниями доверия в данном случае являются личные качества блогера, т. к. он или она воспринимаются не только как эксперты, разбирающиеся в вопросах красоты и ухода за собой, но и как друг или подруга. С другой стороны, основаниями доверия советам бьюти-блогеров выступают правдивость информации, профессиональность бьюти-блогера, а также мнение о нем ближайшего окружения пользовательницы. В результате пользовательские поведенческие паттерны определяются одновременно двумя видами доверия: личным и безличным (персонифицированным и институциональным). Были выявлены 4 типа покупок, совершаемых женщинами под влиянием советов бьюти-блогеров: импульсивные, по потребности; обдуманные, по потребности; импульсивные, по рекомендации; обдуманные, по рекомендации. Просмотр бьюти-блогов выступает одновременно причиной чрезмерной траты денежных средств в результате появления у их пользовательниц новых потребностей и способом сэкономить деньги, сделать наиболее рациональный выбор из множества похожих косметических продуктов.
Ключевые слова:
Бьюти-блоги, видеоблоги, YouTube, косметические товары, потребительское поведение, доверие, пользователи блогов, основания доверия бьюти-блогерам

Биографии авторов

Яна Александровна Багина, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Cтудент департамента социологии НИУ ВШЭ
Анастасия Ивановна Кочервей, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Студент департамента социологии НИУ ВШЭ
Светлана Кареновна Нарьян, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Студент департамента социологии НИУ ВШЭ

Литература

Алексеева А. Ю. Концептуальные основы исследования феномена доверия: обзор основных подходов // Вестник НГУ. 2004. № 1 (4). С. 136–148.

Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М: Республика; Культурная революция, 2006.

Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: КАНОН-ПРЕСС-Ц; Кучково поле, 2000.

Зиммель Г. Философия денег (фрагмент) // Теория общества / Под ред. А. Филиппова. М.: КАНОН-ПРЕСС-Ц, 1999. C. 309–383.

Как посты блогеров влияют на продажи // The Village. 2015. 16 июня. URL: http://www.the-village.

ru/village/business/management/216415‑beauty-sells (дата обращения: 07.09.2016).

Липовецкий Ж. Третья женщина. Незыблемость и потрясение основ женственности. Спб.: Але- тейя, 2003.

Обзор GfK: Российский потребитель // GfK. 2016. 11 февраля. URL: http://www.gfk.com/ru/insaity/

press-release/obzor-gfk-rossiiskii-potrebitel‑2015 (дата обращения: 14.09.2016)

Радаев В. В. Социология потребления: основные подходы // Социологические исследования. 2005. № . 1. C. 5–18.

Штомпка П. Доверие — основа общества. М.: Логос, 2012.

Anderson T., Grunert C., Katz, A., Lovascio S. Aesthetic capital: A research review on beauty perks and penalties // Sociology Compass. 2010. № 8 (4). P. 564–575.

Androulaki-Ralli G. The Leading Role of Influencers in the YouTube Beauty Community. Thesis Project. 13.05.2015. URL: http://www.diva-portal.org/smash/get/diva2:816476/FULLTEXT01.pdf (дата обраще-

ния: 18.07.2017).

Baumeister R. F. Yielding to temptation: Self-control failure, impulsive purchasing, and consumer behavior // Journal of Consumer Research. 2002. № 4 (28). P. 670–676.

Blau P. M. Exchange and power in social life. New York: Wiley, 1964.

Dellarocas C., Zhang X., Awad N. Exploring the value of online product reviews in forecasting sales: The case of motion pictures // Journal of Interactive marketing. 2007. № 4 (21). P. 23–45.

Holla S., Kuipers G. Aesthetic capital // International handbook for the sociology of art and culture. London: Routledge, 2015. P. 290–304.

Horton D., Wohl R. Mass communication and parasocial interaction: Observation on intimacy at a distance // Psychiatry. 1956. № 3 (19). P. 215–229.

Liao S. L., Shen Y. C., Chu C. H. The effects of sales promotion strategy, product appeal and consumer traits on reminder impulse buying behaviour // International Journal of Consumer Studies. 2009. № 3 (33). P. 274–284.

Park E., Kim E., Forney J. A structural model of fashion-oriented impulse buying behavior // Journal of Fashion Marketing and Management: An International Journal. 2006. № 4 (10). P. 433–446.

Polukhina E., Strelnikova A. Exploring the Russian Online Gift-Exchange Communities: The Results of Nethnographic Approach // The Qualitative Report. 2015. № 12 (20). P. 2041–2049.

Rook D., Fisher R. Normative influences on impulsive buying behavior // Journal of consumer research. 1995. № 3 (22). P. 305–313.

Simmel G. The secret society / Simmel G. The sociology of Georg Simmel. London: Collier Macmillan Publishers; The Free Press, 1964.

Synnott A. Truth and goodness, mirrors and masks. Part II: a sociology of beauty and the face // British Journal of Sociology. 1990. № 1 (41). P. 55–76.

Toennies F. Community and society. New Brunswick: Transaction publishers, 1993.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Багина, Я. А., Кочервей, А. И., & Нарьян, С. К. (2017). Восприятие видеоблогов и потребительское поведение (на примере бьюти-блогов). Интеракция. Интервью. Интерпретация, 9(13), 96-107. извлечено от https://inter-fnisc.ru/index.php/inter/article/view/5380
Раздел
Первые шаги