Куда идет «Троллейбус»? Социологический ресурс одной фотографии

  • Наталья В. Веселкова Уральский федеральный университет им. Б. Ельцина, УрФУ (Екатеринбург) vesselkova@mail.ru
Для цитирования
Веселкова Н. В. Куда идет «Троллейбус»? Социологический ресурс одной фотографии // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2017. Том 9. № 13. С. 27-38.

Аннотация

Работа с картинкой «самой по себе» в рамках «сильной программы» (так ниже) визуального анализа представлена как одна из точек входа в исследовании визуального, наряду с другими возможными порталами — фигурой автора, историей создания и бытования объекта. Известная фотография Роберта Франка «Троллейбус. Новый Орлеан. 1955» была выбрана Еленой Мещеркиной (Рождественской) для открытия рубрики «Ви-зуальная социология» в первом номере журнала «ИНТЕР» в 2002 г. В настоящей статье на примере того же образа обсуждается специфика, условно, американского и российского взглядов, общим в них является внимание к сегрегации, различным — восприятие динамики и эмоционального ряда. Энергетику снимка и всей фотокниги «Американцы»,частью которой он является, по сей день питает напряжение понятного и непонятного, американского и неамериканского. Воплощенные фотографом темы отчуждения и хипстеризма получают сегодня новое звучание так же, как и практики художественного прочтения (Дж. Кук, Дж. Дей, М. Хеннер) такого «гиперканонизированного» текста, каким, по выражению У. Т. Митчелла, стало анализируемое произведение.
Ключевые слова:
визуальная социология, визуальный анализ, Роберт Франк, фотокнига Американцы, отчуждение, хипстеры, апроприация

Биография автора

Наталья В. Веселкова, Уральский федеральный университет им. Б. Ельцина, УрФУ (Екатеринбург)
Кандидат социологических наук, доцент кафедры прикладной социологии УрФУ

Литература

Гершович А. Почему они летают? // booknik младший. 05.02.2010. URL: http://family.booknik.ru/

articles/detyam-ob-iskusstve/pochemu-oni-letayut/ (дата обращения: 31.05.2017).

Голубев А., Ушакин С. Экс-позиция письма: о правилах чтения чужой переписки // ХХ век: письма войны. М.: Новое литературное обозрение, 2016. С. 8–21.

Керуак Дж. В дороге / Пер. В. Когана. СПб.: Азбука; Азбука-Аттикус, 2013.

Коряковцев А., Вискунов С. Марксизм и полифония разумов. М.; Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2016.

Мейлер Н. Белый негр. Беглые размышления о хипстере // Вопросы философии. 1992. № 9.

С. 131–145. URL: http://ec-dejavu.ru/h/Hipster.html (дата обращения: 31.05.2017).

Мещеркина Е. Субъектив камеры // ИНТЕРакция. ИНТЕРвью. ИНТЕРпретация. 2002. № 1. С. 84–86.

Мещеркина-Рождественская Е. Визуальный поворот: анализ и интерпретация изображений //

Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность / Под ред. Е. Р. Ярской-Смирновой, П. В. Романова, В. Л. Круткина. Саратов: Научная книга, 2007. С. 28–42.

Митчелл У. Т. Чего на самом деле хотят картинки? / Пер. Д. Потемкина // Художественный Журнал. 2015. № 94. URL: http://moscowartmagazine.com/issue/1/article/60 (дата обращения: 31.05.2017).

Мусвик В. Место встречи // FotoFond. 02.11.12. URL: http://fotofond.ria.ru/territory_of_the_expert/

/549552130.html (дата обращения: 31.05.2017).

Мусто М. Еще раз о марксовой концепции отчуждения // Альтернативы. 2013. № 3. URL:

http://su0.ru/MXz1 (дата обращения: 31.05.2017).

Сонтаг С. О фотографии / Пер. В. Голышева. М.: Ад Маргинем Пресс, 2013.

Хипстерский урбанизм: как сделать жизнь в малых городах интересной // Соль. 26.07.2016.

URL: https://salt.zone/radio/2608 (дата обращения: 31.05.2017).

Alexander S. The criticism of Robert Frank’s «The Americans» [Master of Art Thesis]: University of Arizona,

URL: http://arizona.openrepository.com/arizona/handle/10150/277059 (дата обращения: 31.05.2017).

An Off-Beat View of the U.S.A.: Popular Photography’s Editors Comment on a Controversial New

Book. Reviews of «The American» // Popular Photography. 1960. № 5 (46). P. 104–106.

Baier L. Visions of Fascination and Despair: The Relationship between Walker Evans and Robert

Frank // Art Journal. 1981. № 1 (41). P. 55–63.

Baker S. Erasing «The Americans» // The New York Times. 28.02.2012. URL: https://6thfloor.blogs.

nytimes.com/2012/02/28/erasing-americans/ (дата обращения: 31.05.2017).

Becker H. S. Visual sociology, documentary photography, and photojournalism: It’s (almost) all a matter

of context // Visual Sociology. 1995. № 1–2 (10). P. 5–14.

Becker H. S. Photography and sociology // Studies in the anthropology of visual communication.

№ 1 (1). P. 3–26.

Campbell N. «The look of hope or the look of sadness»: Robert Frank’s dialogical vision // Comparative

American Studies. 2003. № 2 (1). P. 204–211.

Cook J. Robert Frank’s America // Afterimage. 1982. № 8 (9). URL: http://jnocook.net/frank/rfa.htm (дата обращения: 31.05.2017).

Cook J. The Robert Frank Coloring Book. Chicago: Artists Book Works, 1983. URL: http://jnocook.

net/frank/rfcolor1.htm (дата обращения: 31.05.2017).

Cook J. Robert Frank: Dissecting the American Image // Exposure. 1986. № 1 (24). URL: http://jnocook.

net/frank/frank.htm (дата обращения: 31.05.2017).

Cotkin G. Feast of Excess: A Cultural History of the New Sensibility. New York: Oxford University Press, 2015.

Cotkin G. The photographer in the beat-hipster idiom: Robert Frank’s The Americans // American

Studies. 1985. № 1 (26). P. 19–33.

Day J. Postcards from the road: Robert Frank’s The Americans. Bristol: Intellect, 2014.

Day J. Robert Frank’s The Americans: The Art of Documentary Photography. Bristol: Intellect, 2011.

Dean D. G. Alienation: Its meaning and measurement // American Sociological Review. 1961. № 26 (5). p. 753–758.

Estrin J. Robert Frank, Valuing the Image Over the Object // The New York Times. 5.02.2016. URL:

https://nyti.ms/2qAahb2 (дата обращения: 31.05.2017).

Frank R. A Statement // U. S. Camera Annual. 1958. P. 115.

Glenn C. W. Frank, Robert // The Grove encyclopedia of American art / Ed. by J. M. Marter. Oxford: Oxford University Press, 2011. P. 263–265.

Greene S. A. Beyond Bolotnaia: Bridging old and new in Russia’s election protest movement // Problems of Post-Communism. 2013. № . 2 (60). P. 40–52.

Grief M. The Hipster in the mirror // The New York Times. 12.11.2010.

Harris D. The Americans at 50: A review of the exhibition and related publications of «Looking In: Robert Frank’s The Americans» // Photography and Culture. 2011. № 1 (4). P. 93–101.

Henner M. Less Américains // Vimeo. 2012a. URL: https://vimeo.com/36580564 (дата обращения:

05.2017).

Henner M. Less Américains // Lensculture. 2012б. URL: https://www.lensculture.com/

projects/86‑less-americains (дата обращения: 31.05.2017).

Inside Photographer Robert Frank’s The Americans. Narrated by Sarah Greenough. [s. a.]. URL:

https://www.youtube.com/watch?v=mHtRZBDOgag#t=153.787066 (дата обращения: 31.05.2017).

Kennedy L. Afterimages: Photography and US Foreign Policy. Chicago: University of Chicago Press, 2016.

Ladd J. Master of the Photobook: Robert Delpire’s Long and Legendary Influence // Time. 9.05.2012.

URL: http://time.com/3788403/robert-delpire/ (дата обращения: 31.05.2017).

Looking In: Robert Frank’s «The Americans» 50th Anniversary Celebration of Iconic Book of Photographs Premieres at National Gallery of Art, Washington; Travels to San Francisco and New York in 2009 // National Gallery of Art. Release. 14.02.2008. URL: https://www.nga.gov/content/ngaweb/press/

exh/0263.html (дата обращения: 31.05.2017).

Mitchell W. J. T. What do pictures want?: The lives and loves of images. Chicago: University of Chicago Press, 2005.

Mortenson E. The Ghost of Humanism: Rethinking the Subjective Turn in Postwar American Photography

// History of Photography. 2014. № 38 (4). P. 418–434.

Nesterenko A., Smith C. Z. Contemporary interpretations of Robert Frank’s The Americans // Journalism

Quarterly. 1984. № 3 (61). P. 567–577.

O’Hagan S. Mishka Henner’s erased images: art or insult? // The Guardian. 23.05.2012. URL: https://

www.theguardian.com/artanddesign/2012/may/23/mishka-henner-less-americains (дата обращения: 31.05.2017).

Reich Ch. A. The Greening of America. New York: Random House, 1970.

Robert Frank — The Americans (book) // YouTube. 2.10.2013. URL: https://www.youtube.com/

watch?v=8–01NkUGBO8 (дата обращения: 31.05.2017).

Robert Frank: Books and Films, 1947–2017. A Two Week Pop-Up Show. 18 February — 3 March 2017,

Berkeley // Steidl. URL: http://su0.ru/USyI (дата обращения: 31.05.2017).

Seeman M. On the meaning of alienation // American sociological review. 1959. № 6 (24). P. 783–791.

Sturken M., Cartwright L. Practices of Looking: Images, Practices and Politics // Practices of Looking:

An Introduction to Visual Culture. Oxford: Oxford University Press, 2001. P. 10–44.

Sweetman A. Photobookworks: the critical realist tradition // Artists’ Books: A Critical Anthology and Sourcebook / Ed. by J. Lyons. Rochester, New York: Gibbs M. Smith, Inc. Peregrine Smith Books; Visual Studies Workshop Press, 1985. P. 187–205.

Schiermer B. Late-modern hipsters: New tendencies in popular culture // Acta Sociologica. 2014.

№ 2 (57). P. 167–181.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Веселкова, Н. В. (2017). Куда идет «Троллейбус»? Социологический ресурс одной фотографии. Интеракция. Интервью. Интерпретация, 9(13), 27-38. извлечено от https://inter-fnisc.ru/index.php/inter/article/view/5374
Раздел
Теоретические дискурсы и дискуссии