Социальные коннотации запаха
Для цитирования
Бессчётнова Е. В. Социальные коннотации запаха // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2016. Том 8. № 11. С. 27-43.
Аннотация
Настоящая статья посвящена рассмотрению социального значения запаха, который изучается на примере восприятия запахов в социально-профессиональной среде офисных служащих. В статье раскрывается непосредственное воспроизводство социальных различий, в том числе гендерных, в процессе коммуникативных интеракций офисных работников и самостоятельного создания ими своей гендерной и статусной идентичности через ольфакторное (обонятельное) потребление.
Ключевые слова:
социология запаха, ольфакторное потребление, социальные различия
Литература
Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: «Медиум», 1995.
Блумер Г. Социологические импликации мышления Джорджа Герберта Мида // Социальные и гуманитарные науки. Серия 11. Социология. 2008. № 1. С. 118–137.
Захарьин Д. Ольфакторная коммуникация в контексте русской истории // РОССИЯ / RUSSIA. Вып. 3 (11): Культурные практики в идеологической перспективе. Россия, XVIII — начало XX века. М.:
ОГИ, 1999. С. 54–70.
Здравомыслова Е., Тёмкина А. Введение. Социальная конструкция гендера и гендерная система в России // Гендерное измерение социальной и политической активности в переходный период.
Сб. научных статей / Под ред. Здравомысловой Е., Тёмкиной А. СПб.: ЦНСИ, 1996. С. 5–13.
Киммел М. Гендерное общество. М.: РОССПЭН, 2006.
Котенкова Е. В. Запахи и их значение в жизни человека //Биология. 2001. № 2. С. 10–11.
Лабунская В. А. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция / Под ред. В. А. Лабунской, Ю. А. Менджерицкой, Е. Д. Бреус. М.: Академия, 2001.
Левинсон А. Пять писем о запахе // Новое литературное обозрение. 2000. № 43. С. 14–34.
Мосс М. Общество. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. М.: КДУ, 2011.
Радаев В. В. Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация // Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 4. С. 20–32.
Радаев В. В. Социология потребления: основные подходы // Социологические исследования. 2005. № 1. С. 5–18.
Рождественская Е. Ю. Документальный доступ к субъективным микротеориям и обыденному знанию // Социология: Методология, методы, математическое моделирование. 2011. № 33. С. 80–111.
Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М.: Ad Marginem, 1999.
Alexander J. Cultural pragmatics: social performance between ritual and strategy // Social Performance: Symbolic Action, Cultural Pragmatics and Ritual / Ed. by J. Alexander, B. Giesen, J. Mast. London
and New York: Cambridge University Press, 2006. P. 29–90.
Bourdieu P. La Distinction. Critique sociale du jugement. P.: Minuit, 1979.
Classen С., Howes D., Synnott A. Aroma. The cultural history of smell. L., N.Y.: Routledge, 1994.
Hochschild A. R. Emotion Work, Feeling Rules, and Social Structure // American Journal of Sociology. 1979. № 85. Р. 551–575.
Schleidt M., Neumann P., Morishita H. Pleasure and Disgust: Memories and Associations of Pleasant and Unpleasant Odours in Germany and Japan // Chemical Senses. 1988. № 13. Р. 279–293.
Sieben A. Heteronormative pheromones? A feminist approach to human chemical communication // Feminist Theory. 2011. № 12. Р. 263–280.
Weintraub J. The Theory and Politics of the Public/Private Distinction // Public and Private in Tought and Practice. Perspectives on a Grand Dichotomy / Ed. by J. Weintraub, K. Krishan. Chicago, London: The
University of Chicago Press, 1997.
Блумер Г. Социологические импликации мышления Джорджа Герберта Мида // Социальные и гуманитарные науки. Серия 11. Социология. 2008. № 1. С. 118–137.
Захарьин Д. Ольфакторная коммуникация в контексте русской истории // РОССИЯ / RUSSIA. Вып. 3 (11): Культурные практики в идеологической перспективе. Россия, XVIII — начало XX века. М.:
ОГИ, 1999. С. 54–70.
Здравомыслова Е., Тёмкина А. Введение. Социальная конструкция гендера и гендерная система в России // Гендерное измерение социальной и политической активности в переходный период.
Сб. научных статей / Под ред. Здравомысловой Е., Тёмкиной А. СПб.: ЦНСИ, 1996. С. 5–13.
Киммел М. Гендерное общество. М.: РОССПЭН, 2006.
Котенкова Е. В. Запахи и их значение в жизни человека //Биология. 2001. № 2. С. 10–11.
Лабунская В. А. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция / Под ред. В. А. Лабунской, Ю. А. Менджерицкой, Е. Д. Бреус. М.: Академия, 2001.
Левинсон А. Пять писем о запахе // Новое литературное обозрение. 2000. № 43. С. 14–34.
Мосс М. Общество. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. М.: КДУ, 2011.
Радаев В. В. Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация // Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 4. С. 20–32.
Радаев В. В. Социология потребления: основные подходы // Социологические исследования. 2005. № 1. С. 5–18.
Рождественская Е. Ю. Документальный доступ к субъективным микротеориям и обыденному знанию // Социология: Методология, методы, математическое моделирование. 2011. № 33. С. 80–111.
Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М.: Ad Marginem, 1999.
Alexander J. Cultural pragmatics: social performance between ritual and strategy // Social Performance: Symbolic Action, Cultural Pragmatics and Ritual / Ed. by J. Alexander, B. Giesen, J. Mast. London
and New York: Cambridge University Press, 2006. P. 29–90.
Bourdieu P. La Distinction. Critique sociale du jugement. P.: Minuit, 1979.
Classen С., Howes D., Synnott A. Aroma. The cultural history of smell. L., N.Y.: Routledge, 1994.
Hochschild A. R. Emotion Work, Feeling Rules, and Social Structure // American Journal of Sociology. 1979. № 85. Р. 551–575.
Schleidt M., Neumann P., Morishita H. Pleasure and Disgust: Memories and Associations of Pleasant and Unpleasant Odours in Germany and Japan // Chemical Senses. 1988. № 13. Р. 279–293.
Sieben A. Heteronormative pheromones? A feminist approach to human chemical communication // Feminist Theory. 2011. № 12. Р. 263–280.
Weintraub J. The Theory and Politics of the Public/Private Distinction // Public and Private in Tought and Practice. Perspectives on a Grand Dichotomy / Ed. by J. Weintraub, K. Krishan. Chicago, London: The
University of Chicago Press, 1997.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Бессчётнова, Е. В. (2016). Социальные коннотации запаха. Интеракция. Интервью. Интерпретация, 8(11), 27-43. извлечено от https://inter-fnisc.ru/index.php/inter/article/view/4450
Выпуск
Раздел
Дискурсы и дискуссии