Визуальная социология: контуры подхода

  • Оксана Николаевна Запорожец Самарский государственный университет (Самара) ozaporozhets@hse.ru
Для цитирования
Запорожец О. Н. Визуальная социология: контуры подхода // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2016. Том 3. № 4. С. 33-43.

Аннотация

Одной из таких многообещающих тем в российском социологическом сообществе сегодня становится «визуальная социология». Весьма непросто описывать состоя- ние проблемного поля в самом начале его формирования, фактически до насыщения «критической массой» исследований, методологических дискуссий, а в случае визу альной социологии и особыми презентациями: фильмами, фотографиями, - трудно, но не невозможно, поскольку западная традиция предлагает материал для анализа, позволяющий четче обозначить «проблемные зоны» относительно новой для российской социологии предметной области, да и появляющиеся отечественные исследования позволяют оценить контуры нового подхода.Эта статья, рассматривающая вопросы происхождения, особенностей и проблемных зон социологических визуальных штудий, родилась из стремления автора обозначить основные контуры подхода и поделиться собственным опытом визуальных исследований. Будучи скорее картой для ориентации на местности, топографией возможных проблем в сфере визуальных исследований, она менее всего похожа на сборник полезных советов «Как провести визуальное исследование».
Ключевые слова:
Визуальная социология,

Биография автора

Оксана Николаевна Запорожец, Самарский государственный университет (Самара)
Кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и политологии Самарского государственного университетаНаучные интересы: экономсоциология, социальная стратификация, социология города, качественная социология, визуальная социология.

Литература

Барт Р Camera lucida. М.: Ad Marginem, 1997.

Маклюен М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М.: Канон-Пресс-U - Кучково поле, 2003.

Мещеркина Е. Субъектив камеры. Интеракция. Интервью. Интерпретация 2002, №1, 85-87.

Петровская Е. ‘Время фотографии (Вместо предисловия)’ в Непроявленное. М- Ad Marginem, 2002, 7-23.

Семенова В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию- М.: Добросвет, 1998.

Утехин И. Очерки коммунального быта. М.: ОГИ, 2004.

Anderson, N. (1998). On Hobos and Homelessness. Chicago: Chicago University Presя Becker, H. S. (1995). Visual Sociology, Documentary Photography, and Photojournalism It’s (Almost) All a Matter of Context,

www.soc.ucsb.edu/faculty/hbecker/visual.html

Ball, M. S.& Smith G.W.H. (1992). Analyzing Visual Data. Qualitative Research Methods, volume 24. London: Sage.

Bourdieu, P.(1990). Photography: A Midle-brow Art. Stanford, CA: Stanford University press.

Collier, J.& Collier, M. (1987). Visual Anthropology: Photography as a Research Method. Albuquerque: University of New Mexico Press.

Denzin, N. K. (1995) The Cinematic society: The voyeur’s gaze. Thousand Oaks, CA: Sagepmmison, M.& Smith P (2000). Researching the Visual. Images, Objects, Contexts and Interactions in Social and Cultural Inquiry. Thousand Oaks. London. New Delhi: Sage.

Harper, D. (1988). Visual Sociology: Expanding Social Vision. The American Sociologist 19 (1). 54-70.

Harper, D. (1994). ‘On the Authority of the Image. Visual Methods at the Crossroads’. In N К Denzin, N.K. & Linkoln, Y.S. (Eds.), Handbook of Qualitative Research. Thousand Oaks. London. New Delhi: Sage, 403-411.

Harper D. (2000). ‘Reimagining Visual Methods: Galileo to Neuromancer’ in N.K Denzin & Y.S. Linkoln (Eds.), Handbook of Qualitative Research. Thousand Oaks. London. New Delhi: Sage, 717-733.

ledema, R. (2001). ‘Analysing Film and Television: a Social Semiotic account ofHospital- An Unhealthy Business’. In T. Van Leeuwen, C. Jewitt (Eds.), Handbook of Visual Analysis. London. Thousand Oaks. New Delhi: Sage.

Jenks, C. (1995). ‘The Centrality of Eye in Western Culture: An Introduction’. In C. Jenks (Ed.), Visual Culture. London: Routledge.

Geertz, C. (2002). ‘Thick Description. Toward an Interpretative Theory of Culture’. In R.M Emerson (Ed.), Contemporary Field Research. Perspectives and Formulations. Illinois: Waveland Press.

Lash, S. (1990). Sociology of Postmodernism. London: Routledge.

Lomax, H.& Casey, N. (1998). ‘Recording Social Life: Reflexivity and Video Methodology’. Sociological Research Online, vol.3, no.2. www.socresonline.org.uk/socresonline/3/2/1 .html MacDougall, D. (1999). The Visual in Anthropology. In M. Banks and H. Murphy (Eds.), Rethinking Visual Anthropology. New Heaven, London: Yale University Press.

Rose, G. (2001). Visual Methodologies. Thousand Oaks. London. New Delhi: Sage. Stasz, C. (1979). ‘The Early History of Visual Sociology’. In J. Wagner (Ed.), Images of Information: Still Photography in Social Sciences. Beverly Hills, CA: Sage, 119-136.

Van Leeuwen, T.& Jewitt, C. (Eds.) (2001). Handbook of Visual Analysis. London. Thousand Oaks. New Delhi: Sage.

Worth, S., Adair, J. (1972). Through Navajo Eyes. An Exploration in Film Communication und Anthropology. Bloomington: Indiana University Press.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Запорожец, О. Н. (2016). Визуальная социология: контуры подхода. Интеракция. Интервью. Интерпретация, 3(4), 33-43. извлечено от https://inter-fnisc.ru/index.php/inter/article/view/4416
Раздел
Теоретические дискурсы и дискуссии