Онлайн-наблюдение как метод сбора данных
Для цитирования
Полухина Е. В. Онлайн-наблюдение как метод сбора данных // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2014. Том 6. № 7. С. 95-106.
Аннотация
В статье актуализированы познавательные возможности онлайн наблюдения, предпринята попытка обозначить его особенности: сбор и анализ данных, позиция исследователя, этические моменты. Работа выполнена на основе обзора теоретических источников. Выделено (в зависимости от степени присутствия в онлайн/оффлайн пространствах) четыре типа сообществ: сообщества «цифрового воплощения», «онлайнконтактов», «мультимодальных социальных миров» и «вне сети». Обозначены методические возможности для изучения сообществ выделенных типов.
Ключевые слова:
наблюдение, метод сбора данных, онлайн-сообщества, этнография, нетнография
Литература
Абрамов P. Методологические и содержательные аспекты социальных исследований блогов: аналитический обзор//Социология: 4 М. 2012. № 35. С. 90–118.
Бурлуцкая М. Г. Методические проблемы организации и проведения онлайн фокус-групп. Современные проблемы формирования методного арсенала социолога. М.: ИС РАН, 2009. С. 153–162.
Давыдов С. Г. Онлайн анкетирование с использованием мобильных телефонов: результаты методического эксперимента//Онлайн исследования в России. 2.0. М., 2010. С. 95–111.
Девятко И. Ф. Методы социологического исследования. 2-е изд. М.: Университет, 2002. С. 295.
Докторов Б. З. Биографические интервью с коллегами-социологами. 2-е изд./ред.-сост. А. Н. Алексеев. М.: ЦСПиМ, 2012. URL: http://www.socioprognoz.ru/index.php?page_id=74&id=195
Истомина А. Г. Краткосрочное включенное наблюдение: опыт достижения ролей с высокой степенью вовлеченности//Социология: 4 М. 2014. № 37. C. 75–103.
Ксенофонтова И. Виртуализация мемориальных практик: Интернет-сайт как книга памяти//Интер. 2011. № 6. С. 133–144.
Лебедев П. А. Возможности, ограничения и особенности процедуры проведения метода онлайновой фокус-группы. Автореф. дисс… канд. социологических наук. М.: ИС РАН, 2010. С. 27.
Лебедев П., Полякова Л. Форумная онлайн дискуссия: проблемы организации и проведения// Онлайн исследования в России. 2.0. М., 2010. С. 173–197.
Официальный сайт фонда «Общественное мнение». Бюллетень Интернет в России. Вып. 43. Осень 2013 г. Интернет в России: динамика проникновения. Осень 2013. URL: http://fom.ru/SMIi-
internet/11288
Сергеева О. «Материнка», «клава», «винт»…: этнографическое исследование повседневных компьютерных практик//Журнал социологии и социальной антропологии. 2010. Т. 13. № 2.
С. 126–137.
Страусс А., Корбин Дж., Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедура и техники/пер. с англ. и послесл. Т. С. Васильевой. М.: Эдиториал УРСС, 2001. С. 256.
Стребков Д. Познавательные возможности онлайн опросов в российской исследовательской практике (на примере опроса интернет-фрилансеров)//Социология: 4 М. 2009. № 31. С. 135–161.
Татарова Г. Г. Методология эмпирической социологии: амбивалентность факторов развития// Социология: 4 М. 2008. № 27. С. 5–19.
Уочбройт Р. Надежность и достоверность: проблема информации в Интернете//Интернет в общественной жизни/пер. с англ. А. Смирнова/редактор амер. издания Варна В. Геринг. М.: Идея
пресс, 2006. С. 39–54.
Bakardjieva M. Internet Society. The internet in everyday life. Sage Publications, 2005. P. 220.
Bassett E. H., O’Riordan K. Ethics of Internet Research: Contesting The Human subject Research Model//Ethics and Information Technology. 2002. Vol. 4 (3). P. 233–247.
Beneito-Montagut R. Ethnography goes online: towards a user-centred methodology to research interpersonal communication on the internet//Qualitative Research. 2011. № 11. P. 716–735.
Castells M. Communities, Networks, and the Transformation of Sociability//The Internet Galaxy. Refl ections on the Internet, Business and Society. Oxford: Oxford University Press, 2002. P. 125–126.
Chandler D., Dilwyn R.-Y. The Construction of Identity in the Personal Home Pages of Adolescents in Wales//Welsh Journal of Education. 2000. № 9 (1). P. 78–90.
Dicks B., Mason B., Coff ey A., Atkinson P. Qualitative Research and Hypermedia. Ethnography for the Digital Age. L.: Sage, 2005. P. 200.
Garcia A. C., Standlee A. I., Bechkoff J., Cui Y. Ethnographic Approaches to the Internet and Computer Mediated Communication//Journal of Contemporary Ethnography. 2009. Vol. 38. № 1. P. 52–84.
Gold R. L. Roles in Sociological Fieldwork//Social Forces. 1958. Vol. 36. P. 217–223.
Hammersley M. Atkinson P. Ethnography. Principles in Practice. 2nd ed. L., 1995.
Hampton K. N., Wellman. B. Netville online and offl ine: Observing and surveying a wired suburb//American Behavioral Scientist. 1999. № 43 (3). P. 475–492.
Hine C. Virtual ethnography: modes, varieties, aff ordances//The SAGE Handbook of Online Research Methods. L.: Sage, 2008. P. 257–270.
Judith S. Donath. Identity and Deception in the Virtual Community. L., 2010.
Kozinetz V. R. Netnography: Doing Ethnographic Research Online. L.: Sage, 2010. P. 211.
Mann C., Stewart F. Internet Communication and Qualitative Research. L.: Sage, 2000. P. 258.
Muchazondida M. The Othering of Food in Touristic Eatertainment: A Netnography//Tourist Studies. 2011. 11 (3) P.1–18.
Murray K. E., Weller R. Social networking goes abroad//International Educator. 2007. № 16 (3) P. 56–59.
Paechter C. Researching sensitive issues online: implications of a hybrid insider/outsider position in a retrospective ethnographic study//Qualitative Research. 2013. Vol. 13 (1). P. 71–86.
Sharf B. F. Communicating breast cancer on-line: support and empowerment on the internet//Women and Health. 1997. № 26 (1). P. 65–84.
Spradley J. The Ethnographic Interview. Fort Worth. Harcourt Brace. 1979. P. 269.
Wakeford N. New Media, New Methodologies: Studying the Web//Web Studies: Rewiring Media Studies For The Digital Age/ed. by D. Gauntlett. L., N.-Y.: Arnold and Oxford University Press, 2000.
P. 31–43.
Wellman B., Gulia M. Net Surfers Don’t Ride Alone: Virtual Communities as Communities://Communities in Cyberspace/ed. by M. Smith, P. Kollock. N.-Y.: Routledge, 1999.
Бурлуцкая М. Г. Методические проблемы организации и проведения онлайн фокус-групп. Современные проблемы формирования методного арсенала социолога. М.: ИС РАН, 2009. С. 153–162.
Давыдов С. Г. Онлайн анкетирование с использованием мобильных телефонов: результаты методического эксперимента//Онлайн исследования в России. 2.0. М., 2010. С. 95–111.
Девятко И. Ф. Методы социологического исследования. 2-е изд. М.: Университет, 2002. С. 295.
Докторов Б. З. Биографические интервью с коллегами-социологами. 2-е изд./ред.-сост. А. Н. Алексеев. М.: ЦСПиМ, 2012. URL: http://www.socioprognoz.ru/index.php?page_id=74&id=195
Истомина А. Г. Краткосрочное включенное наблюдение: опыт достижения ролей с высокой степенью вовлеченности//Социология: 4 М. 2014. № 37. C. 75–103.
Ксенофонтова И. Виртуализация мемориальных практик: Интернет-сайт как книга памяти//Интер. 2011. № 6. С. 133–144.
Лебедев П. А. Возможности, ограничения и особенности процедуры проведения метода онлайновой фокус-группы. Автореф. дисс… канд. социологических наук. М.: ИС РАН, 2010. С. 27.
Лебедев П., Полякова Л. Форумная онлайн дискуссия: проблемы организации и проведения// Онлайн исследования в России. 2.0. М., 2010. С. 173–197.
Официальный сайт фонда «Общественное мнение». Бюллетень Интернет в России. Вып. 43. Осень 2013 г. Интернет в России: динамика проникновения. Осень 2013. URL: http://fom.ru/SMIi-
internet/11288
Сергеева О. «Материнка», «клава», «винт»…: этнографическое исследование повседневных компьютерных практик//Журнал социологии и социальной антропологии. 2010. Т. 13. № 2.
С. 126–137.
Страусс А., Корбин Дж., Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедура и техники/пер. с англ. и послесл. Т. С. Васильевой. М.: Эдиториал УРСС, 2001. С. 256.
Стребков Д. Познавательные возможности онлайн опросов в российской исследовательской практике (на примере опроса интернет-фрилансеров)//Социология: 4 М. 2009. № 31. С. 135–161.
Татарова Г. Г. Методология эмпирической социологии: амбивалентность факторов развития// Социология: 4 М. 2008. № 27. С. 5–19.
Уочбройт Р. Надежность и достоверность: проблема информации в Интернете//Интернет в общественной жизни/пер. с англ. А. Смирнова/редактор амер. издания Варна В. Геринг. М.: Идея
пресс, 2006. С. 39–54.
Bakardjieva M. Internet Society. The internet in everyday life. Sage Publications, 2005. P. 220.
Bassett E. H., O’Riordan K. Ethics of Internet Research: Contesting The Human subject Research Model//Ethics and Information Technology. 2002. Vol. 4 (3). P. 233–247.
Beneito-Montagut R. Ethnography goes online: towards a user-centred methodology to research interpersonal communication on the internet//Qualitative Research. 2011. № 11. P. 716–735.
Castells M. Communities, Networks, and the Transformation of Sociability//The Internet Galaxy. Refl ections on the Internet, Business and Society. Oxford: Oxford University Press, 2002. P. 125–126.
Chandler D., Dilwyn R.-Y. The Construction of Identity in the Personal Home Pages of Adolescents in Wales//Welsh Journal of Education. 2000. № 9 (1). P. 78–90.
Dicks B., Mason B., Coff ey A., Atkinson P. Qualitative Research and Hypermedia. Ethnography for the Digital Age. L.: Sage, 2005. P. 200.
Garcia A. C., Standlee A. I., Bechkoff J., Cui Y. Ethnographic Approaches to the Internet and Computer Mediated Communication//Journal of Contemporary Ethnography. 2009. Vol. 38. № 1. P. 52–84.
Gold R. L. Roles in Sociological Fieldwork//Social Forces. 1958. Vol. 36. P. 217–223.
Hammersley M. Atkinson P. Ethnography. Principles in Practice. 2nd ed. L., 1995.
Hampton K. N., Wellman. B. Netville online and offl ine: Observing and surveying a wired suburb//American Behavioral Scientist. 1999. № 43 (3). P. 475–492.
Hine C. Virtual ethnography: modes, varieties, aff ordances//The SAGE Handbook of Online Research Methods. L.: Sage, 2008. P. 257–270.
Judith S. Donath. Identity and Deception in the Virtual Community. L., 2010.
Kozinetz V. R. Netnography: Doing Ethnographic Research Online. L.: Sage, 2010. P. 211.
Mann C., Stewart F. Internet Communication and Qualitative Research. L.: Sage, 2000. P. 258.
Muchazondida M. The Othering of Food in Touristic Eatertainment: A Netnography//Tourist Studies. 2011. 11 (3) P.1–18.
Murray K. E., Weller R. Social networking goes abroad//International Educator. 2007. № 16 (3) P. 56–59.
Paechter C. Researching sensitive issues online: implications of a hybrid insider/outsider position in a retrospective ethnographic study//Qualitative Research. 2013. Vol. 13 (1). P. 71–86.
Sharf B. F. Communicating breast cancer on-line: support and empowerment on the internet//Women and Health. 1997. № 26 (1). P. 65–84.
Spradley J. The Ethnographic Interview. Fort Worth. Harcourt Brace. 1979. P. 269.
Wakeford N. New Media, New Methodologies: Studying the Web//Web Studies: Rewiring Media Studies For The Digital Age/ed. by D. Gauntlett. L., N.-Y.: Arnold and Oxford University Press, 2000.
P. 31–43.
Wellman B., Gulia M. Net Surfers Don’t Ride Alone: Virtual Communities as Communities://Communities in Cyberspace/ed. by M. Smith, P. Kollock. N.-Y.: Routledge, 1999.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Полухина, Е. В. (2014). Онлайн-наблюдение как метод сбора данных. Интеракция. Интервью. Интерпретация, 6(7), 95-106. извлечено от https://inter-fnisc.ru/index.php/inter/article/view/4383
Выпуск
Раздел
Теоретические дискурсы и дискуссии