https://inter-fnisc.ru/index.php/inter/issue/feedИнтеракция. Интервью. Интерпретация2024-12-28T14:07:35+03:00Victoria Semenovainter.fnisc@gmail.comOpen Journal Systems<p><strong>«Интеракция. Интервью. Интерпретация»</strong> − научный рецензируемый журнал. Учрежден на заседании Президиума Общественной организации “Российское общество социологов” и выпускается с 2002 г. В 2018 в состав учредителей вошел Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук.</p> <p>Цель журнала − информировать о развивающемся и быстро меняющемся поле социальных исследований «на микроуровне». Журнал приглашает к сотрудничеству и диалогу широкий круг специалистов: социологов, антропологов, урбанистов, историков, лингвистов, культурологов − всех, кто ориентирован на изучение субъективных смыслов, микросоциальности и культурного своеобразия локальных сообществ.</p> <p>Журнал публикует статьи на русском и английском языках.</p> <p><strong>«Интер»</strong> - это неофициальное краткое имя журнала.</p> <p>Выпусков в год: 2 (2014-2018 г.г.), 4 (с 2019 года)</p> <p>Статей в выпуске: 6-8</p> <p>Двухлетний импакт-фактор РИНЦ: 0,475</p> <p>Двухлетний импакт-фактор РИНЦ с учетом цитирования из всех источников: 0,625</p> <p> </p> <p><strong>Издатель:</strong><a href="http://www.fnisc.ru/"> ФНИСЦ РАН</a> (Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук).</p>https://inter-fnisc.ru/index.php/inter/article/view/6018Критический поворот в изучении наследия: от властного дискурса к низовым практикам2024-12-25T23:32:07+03:00Софья Дмитриевна Калинычеваsdkalinycheva@edu.hse.ru<p>Автор анализирует предметное поле исследований культурного наследия, начиная со времени зарождения научного дискурса о наследии в XIX веке и заканчивая современными критическими работами. Отмечается, что в работах, вышедших в последние десятилетия, пересматривается привычное представление о культурном наследии как об аутентичном медиуме между прошлым и настоящим, и взамен предлагается понимать наследие в его процессуальных формах, будь то авторизованные дискурсы, экспертное номинирование или низовые практики защиты и заботы. При этом большое значение приобретают темпоральное измерение наследия, его девалоризация и пересборка в связи с потребностями современных зрителей. Автор выделяет основные направления и реперные точки heritage studies и critical heritage studies, обсуждает ограничения теоретического и прикладного плана, а также обозначает то, что приводит к дефрагментации данной предметной области. Особое внимание в работе уделяется низовым практикам присвоения наследия: его апроприации, коммодификации и рутинизации, а также тому, какое место уделяется наследию в пространстве современного города.</p>2024-12-25T00:00:00+03:00##submission.copyrightStatement##https://inter-fnisc.ru/index.php/inter/article/view/6019«Это все мое, родное!»: чувство места в контексте неформального природопользования (кейс Караканского бора)2024-12-25T23:32:08+03:00Полина Евгеньевна Лаврусевичp.lavrusevich@g.nsu.ru<p>В статье раскрывается аналитический потенциал концепции чувства места в приложении к таким крупным природным объектам, как пригородные леса. На основании данных этнографического исследования, проведенного в 2021–2022 годах в Новосибирской области, показано, как биофизические характеристики природно-антропогенного ландшафта, преломляясь через историю жизни и индивидуальный опыт природопользования, участвуют в формировании привязанности к месту, зависимости от места, идентификации с местом и удовлетворенности им. Компоненты чувства места одновременно включают рациональные и иррациональные составляющие, добровольность и вынужденность, выбор и отсутствие такового. Личный опыт пользователей бора — сельских жителей, дачников-горожан и горожан-туристов — характеризуется различной степенью укорененности в ландшафте, которая качественно и количественно измеряется длительностью постоянного и сезонного проживания, наличием поколенческих связей с местом, особенностями практик природопользования. Опыт места, формирующий ценность места и через него компоненты чувства места, может быть как унифицирующим, создающим безусловную ценность, не основанную на сравнении (родные места), так и индивидуализирующим, создающим сравнительную удовлетворенность и привязанность к месту (ресурсность места). Сильные эмоциональные переживания единения с природой уравновешиваются, а часто подкрепляются хозяйственными трудностями, что в результате приводит к восприятию места не только как «лучшего», но и как «родного», «своего».</p>2024-12-25T00:00:00+03:00##submission.copyrightStatement##https://inter-fnisc.ru/index.php/inter/article/view/6020Сохранение городской исторической среды: через борьбу или кооперацию (на примере городов Урала)2024-12-25T23:32:08+03:00Мария Сергеевна Федороваm.s.fedorova@urfu.ru<p>Преобразование городской среды не всегда происходит так, как этого ожидают жители. Желание сохранить исторические здания и объекты часто побуждает горожан к самоорганизации и созданию общественных движений и активистских проектов, которые направлены на защиту объектов культурного наследия и других значимых сооружений, находящихся под угрозой сноса. В данной статье на примере четырех уральских городов (Екатеринбурга, Тюмени, Челябинска и Кургана) анализируется, как по-разному может быть реализована подобная градозащитная деятельность в зависимости от внешних условий и иных факторов. Показано, что сохранение культурного наследия может превратиться в нестихающую борьбу, где каждая сторона считает потери и победы, а может стать городским трендом, в который будут включаться все стейкхолдеры.</p>2024-12-25T00:00:00+03:00##submission.copyrightStatement##https://inter-fnisc.ru/index.php/inter/article/view/6021Любительское литературное творчество мужчин как вид самотерапии2024-12-25T23:32:09+03:00Максим Павлович Котельниковmaximant13@yandex.ru<p>В рамках статьи любительское литературное творчество (письмо) рассматривается как самотерапевтическая практика. На основе 11 глубинных интервью, проведенных с мужчинами, автор демонстрирует, что любительское литературное творчество может быть как способом решения жизненных проблем, так и средством, помогающим изменить отношение к ним. Выделяется несколько базовых функций любительского художественного письма: выплеск эмоций, эстетизация тяжелого повседневного опыта, имплицитное общение с людьми посредством текста. Отмечается ряд сложностей, сопряженных с реализацией этой практики. Например, писателям-мужчинам (особенно в юном возрасте) часто говорят, что «писательство — не мужское дело». Информанты указывают на то, что их увлечение письмом не воспринимается близкими как значимое, если оно не приносит дохода и успеха. Помимо этого, информанты, получившие отказ в публикации, сталкиваются с дилеммой: подстроить свое творчество под вкусы издателей (тем самым лишившись письма как практики самотерапии) либо продолжать писать так, чтобы письмо выполняло терапевтическую функцию, но отказаться от обнародования произведений.</p>2024-12-25T00:00:00+03:00##submission.copyrightStatement##https://inter-fnisc.ru/index.php/inter/article/view/6022Эмоциональный опыт думскроллинга: как справиться с негативными новостями?2024-12-28T14:07:35+03:00Анастасия Дмитриевна Казунadkazun@hse.ruНаталия Сергеевна Малыгинаnsmalygina_1@edu.hse.ru<p>Большая часть новостей, с которыми мы сталкиваемся в медиапространстве, являются негативными. При этом поток информации в современном мире все увеличивается, а серия сменяющих друг друга кризисов подталкивает людей уделять внимание такому контенту. Возникает такое явление, как думскроллинг — тенденция потреблять большое количество негативных новостей, несмотря на вызываемые ими эмоции. В данном исследовании мы анализируем, как думскроллеры описывают свой эмоциональный опыт потребления новостей и каковы их способы управления негативными переживаниями. Эмпирической базой исследования стали 47 интервью с думскроллерами, проведенные в конце 2022 — начале 2023 года. Информанты связывают с потреблением информационного контента следующие эмоции: тревогу (эготропную и социотропную), бессилие/беспомощность (низкую внешнюю политическую эффективность и невозможность контролировать собственную жизнь) и апатию, злость. Эмоциональный опыт часто описывается с использованием медикализированной и психотерапевтической лексики. Думскроллеры говорят о своем состоянии как о болезни: употребляют специализированные термины, упоминают об опыте обращения за помощью к медицинским работникам и акцентируют физические последствия для здоровья от потребления новостей. Способы совладания с эмоциями разнообразны. Информанты могут предпринимать попытки изменить стиль медиапотребления, ограничивая внимание к информационному контенту. При этом думскроллеры, которые сохраняют высокий уровень потребления новостей, прибегают к активному обсуждению и коллективному проживанию эмоций, а также могут переключать свое внимание на другие повседневные активности. Впрочем, практики думскроллеров и смыслы, которые они приписывают своим переживаниям, очень вариативны и разнообразны.</p>2024-12-25T00:00:00+03:00##submission.copyrightStatement##https://inter-fnisc.ru/index.php/inter/article/view/6023Свидетели травли: что побуждает школьников вмешиваться или оставаться в стороне2024-12-25T23:32:10+03:00Арина Алексеевна Букинаbukinaarina505@gmail.comЕлизавета Вячеславовна Елисееваeliseevaeliza6@gmail.comЕлизавета Игоревна Петроваpetrova693elizaveta@gmail.comВера Викторовна Титковаvtitkova@hse.ru<p>В статье рассматриваются причины (не)вмешательства свидетелей в защиту жертв школьной травли. Мы исследуем феномен отчуждения моральной ответственности среди школьников 8–10 классов из двух школ Санкт-Петербурга. Анализ 42 интервью показал, что невмешательство сопровождается страхом, равнодушием, убеждением в заслуженности травли. Страх ухудшения своего положения в иерархии группы и боязнь стать следующей жертвой травли являются сдерживающими факторами, из-за которых учащиеся остаются пассивными наблюдателями. Равнодушие среди школьников часто объясняется сосредоточенностью на собственных проблемах, дистанцированием от трудностей других. Обвинение жертв делает вмешательство социально нежелательным действием.<br>Вмешательство и помощь жертвам мотивируется наличием дружеских отношений с жертвой, чувством моральной ответственности за благополучие окружающих, личным опытом пережитых издевательств.<br>Результаты исследования важны для разработки антибуллинговых программ и создания благополучной школьной среды. Работая с причинами невмешательства, можно научить школьников быть социально ответственными за свое поведение и поведение окружающих.</p>2024-12-25T00:00:00+03:00##submission.copyrightStatement##https://inter-fnisc.ru/index.php/inter/article/view/6024Городские сообщества «на сцене»: роли, практики и культурное потребление2024-12-28T13:53:18+03:00Кира Николаевна Коломинаk.kolomina15@gmail.comАнна Владимировна Стрельниковаastrelnikova@hse.ru<p>Представлена рецензия на книгу Марты Клекотко «Сцены и сообщества в городе» (“Scenes and Communities in the City”). В данной книге автором поставлена амбициозная задача — предложить подход к обнаружению и изучению городских сообществ на основе анализа практик городской повседневности. Марта Клекотко предлагает матричную типологию для описания социальных практик, составляющих городскую повседневность. Аналитическая работа Клекотко в основном фокусируется на описании практик приобретения, воспроизводства и транслирования идентичности представителями разных социальных групп. При этом городские сцены и типовые пространства становятся «макетами» для освоения практик, специфичных для сообщества в конкретном пространстве города. Данный подход интересен тем, что позволяет упорядочить действия индивидов в пространстве города как в сообществах, так и вне таковых. Однако он не лишен недостатков, поскольку многие практики ситуативны и не могут быть описаны матричной топологией.</p>2024-12-25T00:00:00+03:00##submission.copyrightStatement##