Визуальная политическая ирония в Рунете: кейс сообщества «Potsreotizm»

Анна Георгиевна Санина

Ссылка при цитировании


Санина А. Г. Визуальная политическая ирония в Рунете: кейс сообщества «Potsreotizm» // Интеракция. Интервью. Интерпретация, 2015. Том. 7. № 9. C. 79-95.

Аннотация


Статья раскрывает инструментальные аспекты визуальной политической иронии, локализованной в социальных сетях и блогах. Предмет исследования составляют контекст, контент и эмоциональный фон использования визуальных инструментов иронической политической коммуникации в сообществе «Potsreotizm», организованном на платформе LiveJournal и существующем уже более 10 лет. Факты визуальной политической иронии рассматриваются как результат эмоциональной оценки событий, который выражается в «визуальном иносказании» — сообщениях, обладающих скрытым смыслом, понятным участникам сетевого сообщества. В теоретико-методологическом плане исследование опирается на социологическую теорию иронии и теорию визуального анализа. Методика исследования носит качественный характер и направлена на анализ восприятия власти и государственно-гражданских отношений со стороны дискурсивно активной аудитории. На основе использования интерпретативного анализа визуальных данных, метода сценарного анализа, методики анализа ситуативной иронии делается вывод, что визуальная политическая ирония демонстрирует совокупность сигналов необходимости социально-политических изменений. Широкое распространение визуальных форм политической иронии трактуется как процесс формирования нового способа передачи информации, трансляции социальной позиции и обозначения социальных границ.


Ключевые слова


российский политический дискурс; визуальная ирония; блогосфера; интернет-сообщество; интернет-коммуникация; визуальный анализ

Полный текст:

PDF

Литература


Покровский Н. Е. Умение видеть и искусство понимать. Вступительная статья // Штомпка П. Визуальная социология. М.: Логос. 2007. С. 1–10.

Рождественская Е., Семенова В. Киберэтнография виртуального сообщества: анализ туристского форума // Интер. 2014. № 7. С. 22–43.

Санина А. Г. Государственная идентичность: издержки виртуализации // Социологические исследования. 2012. № 3. С. 77–87.

Тютюнджи И. М. Феномен KermlinRussia в российском информационно-политическом пространстве // Социология власти. 2011. № 5. C. 149–154.

Штомпка П. Визуальная социология. М.: Логос, 2007.

Штурман Д., Тиктин С. Советский Союз в зеркале политического анекдота. London: Overseas Publications Interchange Ltd, 1985.

Яницкий О. Н. Массовая мобилизация: проблемы теории // Социс: Социологические исследования. 2012. № 9. С. 3–12.

Ярская-Смирнова Е., Романов П. Взгляды и образы: методология, анализ, практика // Визуальная антропология: настройка оптики / Под ред. Е. Ярской-Смирновой, П. Романова. М.: Вариант;

ЦСПГИ, 2009. C. 7–15.

Banks M. Visual Methods in Social Research. London: Sage, 2001.

Barthes R. Mythologies. Paris: Seuil, 1957.

Benkler Y. The Wealth of Networks: How Social Production Transforms Markets and Freedom. Yale University Press, New Haven, 2006.

Bloor M., Bloor T. The Practice of Critical Discourse Analysis. An Introduction. London: Hodder Arnold, 2007.

Blumler J. G., Gurevitch M. The New Media and Our Political Communication Discontents: Democratizing Cyberspace // Information, Communication & Society. 2001. № 4 (1). Р. 1–13.

Chastva M. Anger, Irony, and Protest: Confronting the Issue of Efficacy, Again // Text and Performance Quarterly. 2006. № 26 (1). Р. 5–16.

Hall E. Foreword. Visual Anthropology // Collier J., Collier M. Photography as a Research Method. Albuquerque: The University of New Mexico Press, 1986. P. 13–17.

Haverkate H. A Speech Act Analysis of Irony // Journal of Pragmatics. 1990. № 14. Р. 77–109.

Hutcheon L. Irony’s Edge. The Theory and Politics of Irony. London, New York: Routledge, 1995.

Kaltenborn-Stachau H. The Missing Link: Fostering Positive Citizen-State Relations in Post-Conflict Environments. The World Bank Communication for Governance & Accountability Program (CommGAP). 2008. URL: http://siteresources.worldbank.org/EXTGOVACC/Resources/CommGAPMissingLinkWeb.pdf (дата обращения: 01.02.2015).

Kozlovskii O. Democracy: New Tools for the Struggle. Speech at the Ion Ratiu Democracy Award Workshop. Woodrow Wilson International Center for Scholars, Washington, D.C. 2010. URL: https://docs.

google.com/document/pub?id=1FmOZDlHLrNJIoxrJn2CUukzuQLet4rh6jwe2SZBknWw (дата обращения: 01.02.2015).

Landow G. P. Hypertekst 2.0: the Сonvergence of Сontemporary Сritical Еheory and Еechnology. Baltimore: John Hopkins University Press, 1997.

Leech G. Principles of Pragmatics. London: Longman, 1983.

Littman D. C., Mey J. L. The Nature of Irony: Toward a Computational Model of Irony // Journal of Pragmatics. 1991. № 15 (2). Р. 131–151.

Lucariello J. Situational Irony: A Concept of Events Gone Awry // Journal of Experimental Psychology: General. 1994. № 123 (2). Р. 129–145.

Moxey K. Visual Studies and the Iconic Turn // Journal of Visual Culture. 2008. № 7. Р. 131–146.

Mummery J., Rodan D. The Role of Blogging in Public Deliberation and Democracy // Discourse, Context and Media. 2013. № 2. P. 22–39.

Papacharissi Z. The Virtual Sphere: the Internet as a Public Sphere // New Media & Society. 2002. № 4 (1). P. 9–27.

Sanina A. Competing For a Citizen: «Visible» and «Invisible» Forms of State Identity in Russia // Journal of Eurasian Studies. 2012. № 3(2). Р. 126–146.

Shelley C. The Bicoherence Theory of Situational Irony // Cognitive Science. 2001. № 25. Р. 775–818.

Sperber D., Wilson D. Irony and the Use-mention Distinction // Ed. by P. Cole. Radical pragmatics. New York: Academic Press, 1981. P. 295–318.

Thagard P. Coherence in Thought and Action. Cambridge: MIT Press, 2000.


Ссылки

  • Ссылки не определены.