«Образовательное пространство детского сада»: концептуализация понятия и методика конструирования его измерений

Ольга Борисовна Савинская

Ссылка при цитировании


Савинская О. Б. «Образовательное пространство детского сада»: концептуализация понятия и методика конструирования его измерений // Интеракция. Интервью. Интерпретация, 2015. Том. 7. № 9. C. 30-42.

Аннотация


В статье концептуализируется понятие «образовательное пространство» в до-
школьном учреждении, подчеркивается его конституирующая роль в формировании дошкольного образования как профессиональной услуги, предлагается обзор основных измерителей этого комплексного понятия на базе российской и зарубежной литературы. Для описания контекста проведения исследования обосновывается значимость комплексной оценки структурных реформ дошкольного образования последних лет и роли родительского мнения в этом процессе. Эмпирическая часть статьи основана на 30 глубинных интервью с матерями детей-дошкольников, проведенных в г. Москве, в рамках построения модели оценки. На основе нарративных интервью, раскрывающих ценности дошкольного образования и развитие ребенка в детском саду, сформированы основные характеристики родительского понимания образовательного пространства детского сада. Представлена методика разработки суждений для многомерной шкалы на базе качественных данных.


Ключевые слова


образовательное пространство; дошкольное образование; оценка социальной программы; родители как субъекты образовательных реформ; конструктная валидность; качественные методы; разработка шкалы

Полный текст:

PDF

Литература


Батыгин Г. С. Обоснование научного вывода в прикладной социологии. М.: Наука, 1986.

Беккер И. Л., Журавчик В. Н. Образовательное пространство как социальная и педагогическая категория // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. Общественные науки. 2009. № 12 (16).

Гамова С. Н., Герасимова Е. Н., Деркунская В. А. и др. Успех. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под науч. рук. Н. В. Фединой. М.: Просвещение, 2014.

Гоголев Н. В. Категория «образовательное пространство» как объект научного исследования // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2012. № 1–2. С. 230–237.

Гурко Т. А. Брак и родительство в России. М.: Институт социологии

РАН, 2008.

Ильина М. А. Детский сад как механизм реализации «контракта работающей матери» (на материалах Санкт-Петербурга) // Общественная экспертиза процесса трансформации системы до-

школьных учреждений / Отв. ред. О. Б. Савинская. СПб.: ЛЕМА, 2007.

Носкова А. В. Социальные аспекты решения демографической проблемы низкой рождаемости // Социологические исследования. 2012. № 8. С. 60–70.

Полухина Е. В. Основания и возможности интеграции количественного и качественного подходов в социальных науках: от методологического плюрализма к 3-х парадигмальному континууму: Сб.науч. статей и материалов Всероссийской научной «Социология и естествознание: междисциплинарные подходы к изучению социальной реальности», 12–13 декабря 2014 г. / Под ред.Н. Е. Покровского. М.: Сообщество профессиональных социологов; Вариант, 2014. С. 137–142.

Ржаницына Л. С. Молодые семьи с детьми: кто такие, как живут, чего хотят // Социологические исследования. 2011. № 3. С. 85–94.

Рождественская Е. Надежность качественных исследований и качество данных // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2014. № 8. С. 16–29.

Рогозин Д. Когнитивный анализ опросного инструмента // Социологический журнал. 2000. № 3–4. С. 18–70.

Савинская О. Б. Значимость услуг детского сада как социального института // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2014. № 6. С. 165–173.

Семенова В. В. стратегии комбинации качественного и количественного подходов при изучении поколений // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2014. № 8. С. 5–15.

Сухова А. С. Услуги по уходу за детьми: масштабы и факторы потребления российскими семьями // Журнал исследований социальной политики. 2011. Т. 9. № 4. С. 473–494.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». URL: http://bda-expert.com/2014/01/

federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya-minobrnauki/ (дата обращения: 27.04.2015).

Charmaz K. Constructing Grounded Theory. A Practical Guide Through Qualitative Analysis. London: Sage Publication, 2011 (2006).

Dahlberg G., Moss P., Pence P. Beyond Quality in Early Childhood & Care: Postmodern Perspectives. London: Palmer Press, 1999.

Early Childhood Education and Care Policy. Canada. Country Note. OECD Directorate For Education. 2004. URL: http://www.oecd.org/education/school/33850725.pdf (accessed: 27.03.2014).

Glaser B., Strauss A. The Discovery of Grounded Theory. Chicago: Aldine, 1968.

Greenberg M. Next Steps for Federal Child Care Policy // The Next Generation of Antipoverty Policies. 2007. № 17 (2). P. 73–96. URL: http://www.princeton.edu/futureofchildren/publications/journals/article/index.xml?journalid=33&articleid=67 (accessed: 27.03.2014).

Kimiko T., Lowry D. Mental Well-being of Mothers with Preschool Children in Japan: The Importance of Spousal Involvement in Childrearing // Journal of Family Studies. 2013. № 2 (19). P. 185–195.

Morgan D. Integrating Qualitative and Quantitative Methods: A Pragmatic Approach. London: Sage Publications, 2014.

National Curriculum Guidelines on Early Childhood Education and Care (ECEC) in Finland, 2004. URL: https://www.thl.fi/documents/605877/747474/vasu_english.pdf (accessed: 27.03.2014).

Naudeau S. S., Kataoka N., Valerio A., Neuman M. J., Elder L. K. Investing in Young Children an Early Childhood Development Guide for Policy Dialogue and Project Preparation. Washington: The World Bank, 2011.

Peisner-Feinberg E. S., Schaaf J. M., Hildebrandt L., La Forett D. R. Quality and Characteristics of the North Carolina Pre-Kindergarten Program: 2011–2012 Statewide evaluation. Chapel Hill: The University ofNorth Carolina, FPG Child Development Institute, 2013. P. 10–11.


Ссылки

  • Ссылки не определены.